Газета "Наш Мир" br>Недавно человечество поставило очередной демографический рекорд - в Калининграде родился семимиллиардный житель Земли. Почти одновременно с этим знаменательным событием в мировых и российских средствах массовой информации появились далеко не радужные прогнозы, относительно того, что всех нас - обитателей этой планеты - ждет в недалеком будущем.
В частности, британское издание The Telegragh, ссылаясь на оценки ряда демографов, предрекает миру такую проблему, как острый дефицит женщин. Ожидается, что человечество столкнется с ней уже в ближайшие пятьдесят лет, и это станет одной из главных угроз для привычного миропорядка.
Как отмечают эксперты, несмотря на то, что население Земли продолжает увеличиваться, младенцев женского пола рождается на свет с каждым годом все меньше. На первый взгляд, казалось бы, ничего страшного в этом нет - мальчиков всегда в мире рождалось больше, чем девочек: в соотношении, примерно, 105 к 100, но затем этот половой дисбаланс выравнивался в силу более высокой мужской смертности.
Однако в последние десятилетия относительное равновесие нарушилось. И, как считают ученые, во многом это связано с распространением технологий ультразвукового исследования плода, позволяющее родителям узнать пол будущего ребенка.
Во многих азиатских странах с традиционно высокой рождаемостью женщины, узнав, что должна родиться девочка, все чаще стали выбирать не роды, а операцию по прерыванию беременности. Подобная искусственная селекция в итоге привела к тому, что в Азии образовалась нехватка женщин. Особенно остро дефицит представительниц слабого пола ощущают Китай и Индия.
Эти данные были обнародованы на конференции, организованной в Ханое Фондом Организации Объединённых Наций для деятельности в области народонаселения и правительством Вьетнама.
Исследования показывают, что за последние 25 лет в этих и некоторых других странах региона соотношение новорожденных мальчиков и девочек изменилось не в пользу последних, причем значительно.
Так, в Индии и Вьетнаме сейчас сотня новорожденных девочек приходится уже не 105, а 112 мальчиков, в Китае - на 120, и даже в некоторых районах - на 130.
По мнению экспертов, предпочтение мальчикам в этих странах отдаётся под влиянием социально-экономических факторов и традиций, уходящих корнями в дремучее прошлое, когда только сыновья наследовали собственность, заботились о стареющих родителях, а дочери лишь требовали приданого и покидали свои семьи, выходя замуж.
На самом же деле традиции эти никуда не ушли, их чтут и соблюдают. Поэтому и сейчас рождение девочки, например, в индийской семье, напрямую означает, что ее родителям всю жизнь придется копить средства только для того, чтобы выдать дочь замуж. Жениху здесь принято платить дань за то, что он женится. Поэтому позволить себе родить девочку могут только достаточно обеспеченные семьи или совсем бедные. Для последних проблема пола, видимо, просто не актуальна, поскольку обеспечить необходимым они не в состоянии ни тех, ни других.
Одним из первых беспокойство по поводу гендерной диспропорции еще в 1990 году высказал в своей статье «Миру не хватает более 100 миллионов женщин» известный индийский экономист лауреат Нобелевской премии Амартья Сен. Он, правда, объяснял этот дисбаланс скверной организацией медицинской помощи женщинам, низким уровнем их образования и традиционной дискриминацией в семьях.
Сейчас демографы говорят о нехватке уже 160 миллионов женщин. Причем проблема эта актуализируется в последнее время и в европейских странах, таких как как Сербия, Босния и Македония, а также на территориях ряда бывших республик СССР, в частности, в Грузии, Армении и Азербайджане.
Многие аналитики уже строят самые разные прогнозы относительно того, чем обернется для всех нас дефицит женского населения.
И появление целых «наций холостяков» на планете в ближайшие десятилетия - не самый страшный из них. Некоторые ученые предполагает, что «многомужество», возможно, тайное, станет популярным. Другие говорят, что индустрия секс-туризма разрастется до невиданных масштабов. Кстати, эксперты ООН недавно опубликовали документ, в котором говорится, что неравномерное соотношение полов в мире напрямую связано не только с увеличением миграции, но и повышением спроса на проституцию.
Американская научная журналистка Мара Хвистендаль в своей книге под названием «Неестественный отбор: лучше мальчик, чем девочка, и каким будет мир полный мужчин» рисует еще более мрачную картину, предрекая резкий рост насилия в мире.
Хвистендаль, как отмечает «Коммерсантъ», с детства связана с китайской культурой - она выросла в американском штате Миннесота, но в китайском окружении. Потом училась в Китае в колледже - и тогда впервые обратила внимание, насколько в классах начальной китайской школы больше мальчиков, чем девочек. Уже, будучи взрослой, она вернулась в Китай, чтобы разобраться в причинах такого явного гендерного дисбаланса.
Хвистендаль выяснила, что с тех пор, как стало возможно определить пол ребенка на ранней стадии беременности, в Китае и в Индии решение об абортах по половому признаку чаще всего принимали и принимают семьи с более высоким уровнем грамотности и доходов. Отсюда, автор книги делает вывод, что проблема не то, что не решается - напротив: экономическое развитие Китая и Индии делает ее все более актуальной.
Цифры, которые она приводит, говорят сами за себя (они явились результатом исследований французского демографа Кристофа Гильмото, который на протяжении многих лет изучал причины резкого падения рождаемости в развивающихся странах). Рекордное соотношение он зафиксировал в 2007 году в китайском городском округе Ляньюньган с населением около 5 млн. человек - 163 мальчика на 100 девочек. В Южной Корее, Тайване и Сингапуре на 109 новорожденных мальчиков приходится 100 девочек. В Азербайджане, Армении и Грузии, Албании, соответственно, 115 на 100. На северо-востоке Индии на каждые 100 девочек рождается 126 мальчиков.
Именно из-за этих стран, делает вывод Хвистендаль, общемировое равновесие в соотношение мальчиков и девочек сейчас нарушено. Даже если прямо сегодня всюду в мире семьи перестанут избавляться от зачатых девочек, биологический баланс восстановится только к 2050 году.
Поколение, в котором недостаточно женщин, демографы окрестили «поколением XY» - по названию мужского набора половых хромосом. И у этого поколения уже обнаруживаются специфические особенности. Мужчины из Южной Кореи или с Тайваня, например, все чаще отправляются во Вьетнам - за женами. (В дельте Меконга, замечает Хвистендаль, в последнее время стало наблюдаться обратное явление: избавляются от мальчиков, поскольку девочек можно будет, вырастив, выгодно продать.)
Богатые индусы и китайцы скупают молодых девушек в деревнях, оставляя более бедных мужчин без шансов завести нормальную семью. Такая же картина наблюдается в Албании и Азербайджане.
Мара Хвистендаль боится, что «неестественный отбор» превратит многие регионы мира в некое подобие американского Дикого Запада. У неженатых мужчин в сравнении с женатыми уровень тестостерона выше, что приводит к резкому росту немотивированного насилия и преступности, бурному развитию проституции и высочайшей алкоголизации населения.
Есть ли основания опасаться подобных перспектив? Об этом рассуждает директор Института демографии ГУ-ВШЭ, доктор экономических наук Анатолий Вишневский:
- Здесь все-таки в большей степени присутствует преувеличение. Хотя есть и некоторые основания беспокоиться. В некоторых странах, таких, например, как Китай и Индия, распространены так называемые «селективные аборты». Люди сейчас могут до рождения узнать пол будущего ребенка. А так как там, в традиционных культурах, предпочтение обычно отдается мальчикам, то если УЗИ показывает девочку, беременность стараются прерывать. В Китае, где в семье вообще может быть только один ребенок, женщины часто делают аборт до тех пор, пока не будет зачат мальчик. В результате, конечно же, нарушается естественное соотношение полов. Потому что обычно рождается примерно поровну мальчиков и девочек, и, соответственно, соотношение полов у взрослого населения тоже примерно одинаковое.
«СП»: - К чему дисбаланс может привести?
- Я знаю, например, что в последнее время в том же Китае ощущается определенный дефицит невест. Но судить на глобальную перспективу сложно. Пока можно говорить лишь о том, что подобные проблемы есть, они есть и в других странах. Хотя здесь следует сказать, что нарушение полового баланса в мировой истории уже бывало не раз. Например, во время войн и после них, наоборот, не хватает мужчин, а, следовательно, и женихов. Так что я не думаю, что проблема дисбаланса полов в сегодняшнем ее виде актуальна для всего мира. Признаки ее есть и у нас на Кавказе, и бывших советских республиках - в Грузии и в Азербайджане. Но слишком преувеличивать значение этого пока не стоит. Хотя сам факт, действительно, налицо.
«СП»: - Но какие-то риски здесь в принципе существуют?
- Вот я и говорю: обычно мальчиков и девочек рождается примерно поровну, ну, чуть-чуть больше мальчиков, но незначительно. А так как у мальчиков большая смертность, то к достижению возраста примерно 20 лет половые пропорции выравниваются. Но дальше они снова начинают нарушаться, и тогда в обычных случаях, скорее, становится меньше мужчин. Вот для России именно это является серьезной проблемой, потому что у наших мужчин смертность намного более высокая. У нас как раз всегда не хватает мужчин. Не катастрофически, но все-таки есть избыток женщин по сравнению с мужчинами. Что из этого следует? А как это бывает и после войны, начинается конкуренция за мужчин. Это ослабляет браки, но с такими проблемами люди часто сталкивались, это неприятно, но не катастрофично.
«СП»: - Но если в одной стране не хватает мужчин, в другой - женщин, может ли это стать стимулом для заключения межнациональных браков?
- Может, конечно. Кстати говоря, на Дальнем Востоке у нас бывают такие случаи, когда наши женщины охотно выходят замуж за китайцев. Но опять же это не настолько изученный вопрос. И статистики такой серьезной нет. Так что тут трудно что-то конкретное сказать. А куда Индия должна двинуться? В этом регионе нехватка женского пола характерна и для других стран. Поймите, вот такого благополучия, в том смысле, что все женщины всегда выходили замуж, а все мужчины женились, особенно в странах, где существует или существовало многоженство, никогда не было. Тут нужны какие-то специальные по разным странам исследования, чтобы можно было оценить и масштабы самого этого явления, и его последствия.
«СП»: - Значит ли это, что гендерный апокалипсис в ближайшее время не состоится?
- Пока я могу повторить, что сказал. Из-за «селективных абортов», довольно распространенных во многих странах, традиционалистских обычно, где в общественном мнении и в сознании родителей мальчики ценятся больше, чем девочки, нарушается естественное соотношение полов. Но это не означает, что девочки совсем перестают рождаться. Дисбаланс некий возникает, но он не приобретает все-таки какого-то глобального масштаба. Потом, насколько мне известно, правительства проблемных стран уже проявляет озабоченность и даже пытается запретить ультразвуковое исследование, с помощью которого можно получить информацию о поле будущего ребенка. В Индии власти используют даже инструменты пропаганды и рекламы, чтобы разъяснить обществу пользу девочек и ценность матерей. То есть, можно надеяться: раз проблема уже обозначена, то будут искать методы (и ищут уже), чтобы ее решить. Так что слишком драматизировать не стоит. Что тут еще скажешь? С этим человечество никогда не сталкивалось, эта ситуация новая…
|