Газета "Наш Мир" br>На прошлой неделе произошло событие, которое многими средствами массовой информации осталось незамеченным или было преподнесено как незначительная новость. Институт финансовой грамотности (Institute for Financial Literacy – IFL) опубликовал результаты общенационального исследования, согласно которому около половины действующих студентов и выпускников колледжей (университетов, школ, академий) не могут вовремя оплачивать кредиты, выданные на образование.
Таким образом, в Соединённых Штатах лопнул ещё один «мыльный пузырь», который по своим разрушительным масштабам может сравниться разве что с массовой потерей домов (foreclosure) обнищавшими американцами.
Миллионы студентов и новоиспечённых специалистов, потративших десятки, а то и сотни тысяч долларов на образование, начинают осознавать, что государство их в очередной раз обмануло. Сегодня подавляющее большинство профессионалов с дипломами, лицензиями и сертификатами не сможет найти работу и получать достойные деньги. Это факт. «Финансовый кризис и безработица породили новый вид должников, - рассказывает Сэм Хиксон, один из авторов исследования. – Эти люди испортили свою кредитную историю и подали на банкротство благодаря тяге к знаниям, стремлению занять достойное место в обществе и желанию подняться по карьерной лестнице. Экономический хаос нанёс удар по самой целеустремлённой прослойке общества».
Жертвами «национальной образовательной аферы» оказались в основном молодые люди в возрасте до 25 лет. Безработица среди выпускников образовательных учреждений в некоторых населённых пунктах Соединённых Штатов достигает 50% - 55%.
Согласно данным исследовательской группы Twentysomething, восемь из десяти 22-25-летних выпускников возвращаются домой к мамам и папам после окончания учёбы в других штатах. Они не смогут начать независимый образ жизни, потому что не могут устроиться по специальности. Сегодня они никому не нужны.
«Руководители крупных компаний меньше всего хотят связываться с выпускниками, - признаёт Бернард Кларк, глава отдела по трудоустройству в крупной финансовой компании. – Бизнесмены, обеспокоенные низкими прибылями, хотят видеть рядом с собой опытных специалистов. В период экономического краха диплом не имеет совершенно никакой ценности. Это всего лишь красивая бумага...»
К сожалению, Кларк прав. Ещё пять лет назад многие образовательные учреждения применяли в своей рекламе слоганы вроде «С нашим дипломом вы будете получать не менее $200 тысяч в год». Студенты в это верили и влезали в огромные долги. Сегодня же выяснилось, что их знания никому не нужны, поэтому следует либо переучиваться, либо соглашаться на гораздо меньшие заработок.
Так, 25-летний Джек Коул из Вирджинии, получивший блестящее техническое образование, сидит без работы уже третий год. Он чуть ли не ежедневно отправляет резюме в разные компании, однако никто с ним даже не созванивается. «Чем больше я остаюсь без работы, тем меньше шансов на неё устроиться, - жалуется Коул. – Когда работодатели видят, что у меня вообще нет опыта, они выбрасывают мое резюме в мусорное ведро».
Здесь стоит отметить один интересный факт, который часто упоминают в своих исследованиях бизнес-психологи. Если с момента получения диплома человек не устроился на работу в последующие 12 месяцев, то его шансы на трудоустройство снижаются в 5 раз. За это время, считают психологи, дипломированный специалист полностью теряет «профессиональную хватку». Работодатели, естественно, об этом знают. Следовательно, такие, как Джек Коул, обречены.
Отдельно стоит упомянуть о врачах и адвокатах. Эти специалисты в Америке, как принято считать, никогда не сидят без работы. К сожалению, и здесь наблюдаются большие проблемы. Юридических и медицинских школ за последнее десятилетие открылось так много, что новоиспечённым специалистам, количество которых увеличивалось в геометрической прогрессии, некуда податься.
В центральных, южных и северных штатах, например, многие доктора и юристы зарабатывают по $40 - $50 в год. И это при задолженности за полученное образование свыше $100 - $150 тысяч. Против данных специалистов и последние тенденции: поток иммигрантов резко упал, арестованные люди не имеют денег на качественную защиту в суде, а федеральные и штатные чиновники всячески стараются урезать выплаты по Медикеру и Медикейду.
Многие выпускники, отучившиеся больше пяти лет, были «кинуты» федеральным правительством и частными компаниями, которые в 2004 – 2006 годах публиковали рейтинги самых востребованных специальностей «будущего» (то есть настоящего). Пять лет назад, например, автомобилестроение считалось чуть ли не самой перспективной отраслью. Финансовым аналитикам и банкирам было обещано безоблачное будущее. Эксперты же в сфере недвижимости (от архитекторов до агентов по продажам) вообще ценились на вес золота. Каждая из вышеперечисленных сфер бизнеса в глазах псевдопрогнозистов расширялась, в ней появлялись новые узкие специализации, перспективные возможности для карьерного роста и гигантских заработков.
Кризис, к сожалению, вернул студентов-мечтателей к реальности. Так, 24-летний Эрик Росс из штата Иллинойс, получивший специальность бизнес-аналитика в одном из престижнейших университетов штата, жалуется, что работодатели смеются над его дипломом. «Моя специальность отвлечена от реалий бизнеса, - признаёт Росс. – Потенциальные работодатели долго изучают мой диплом, а потом задают один и тот же вопрос: так зачем же ты нам нужен, парень?»
Пять лет назад "специалисты” в сфере образования породили огромное количество специальностей, без которых сегодня можно легко обойтись. Это всевозможные советчики, аналитики, помощники, стратеги, тактики и т. п. Поэтому нет ничего удивительного в том, что даже крупные корпорации неохотно соглашаются выделять этим «гениям» отдельные кабинеты и начислять зарплаты по $200 тысяч в год.
Сокрушительный удар по выпускникам-должникам также нанесли открывшиеся в 2008 – 2011 годах частные школы и онлайн-курсы. Быстро уловив направление экономики в период кризиса, они предложили своим студентам более быстрые, более дешёвые и более эффективные учебные курсы.
Кроме того, такие образовательные учреждения смогли добиться упрощения правил получения лицензий, сертификатов и дипломов на федеральном и штатном уровнях. В интернете, например, гуляет масса невымышленных историй о том, как студенты с дипломом об окончании онлайн-курсов оставляют далеко позади выпускников Брауновского или Колумбийского университетов.
В заключение хочу сказать, что в связи с резким увеличением числа безработных выпускников-неплательщиков банковские проценты на образовательные кредиты стремительно поползли вверх. Опытные финансисты поняли, что инвестировать в знания сегодня так же рискованно, как инвестировать в любую другую отрасль экономики. Следовательно, даже самый оптимистично настроенный студент, готовый днями и ночами «грызть гранит науки», в ближайшем будущем – потенциальный неудачник и банкрот...
|