Газета "Наш Мир" br>
В странах Центральной Азии развивается более традиционная, так
называемая внутренняя религиозность и отмечается появление феномена
"новых мусульман". Об этом эксперт фонда "Алтынбек Сарсенбайулы" Алма
Султангалиева рассказала на организованной деловым журналом Exclusive и
Фондом Фридриха Эберта международной пресс-конференции в Алматы "Новые
тенденции в развитии ислама и их воздействие на стабильность в
Центральной Азии", передает корреспондент Tengrinews.kz.
"Все государства региона объединяет один тренд - постепенный рост
разнообразия внутри ислама. <...> Появляется феномен "новых
мусульман", для которых исламская вера не связана с национальной
культурой. Называя себя последователями "чистого" ислама, или
салафитами, они изолируют себя от большинства "традиционных" мусульман,
демонстрируя свою "исламскость" в поведении и одежде", - заявляет
эксперт.
Общим для всех стран Центральноазиатского региона стало стремление
правительств контролировать религиозную жизнь через законодательные
акты, например, принятие законов о деятельности религиозных объединений,
отмечает спикер. Однако закрепленный в них принцип разделения
государства и религии не соблюдается, прежде всего, самим государством,
продолжает Султангалиева, отмечая, что "рекрутирование исламского
духовенства, деление ислама на "хороший" традиционный и "плохой"
нетрадиционный, в том числе через официальное или полуофициальное
назначение "умеренного" ислама, например, ханафизма (Таджикистан,
Казахстан) приводят к обратному результату - политизации ислама".
По словам Султангалиевой, сегодня больше внимания уделяется
ритуалам, внешней стороне религии: как правильно молиться, какую одежду
носить и прочее. Большинство исламской литературы, продаваемой в стране,
посвящено именно этому, утверждает она. Кроме того, у всех неофитов,
или "новых мусульман", актуальны темы чистоты религиозного образа жизни:
что считается недопустимым, а что - дозволенным. В то же время,
назревшие вопросы о необходимости соотношения норм ислама и
современности игнорируются. Появляются новые для Центральной Азии
транснациональные движения - община Ахмадийя, "Таблиги Джамаат".
Одновременно начинается поиск локальных исламских корней, например,
суфизма.
Как отмечает эксперт, преувеличивается значение религиозности и ее
ассоциации с экстремизмом. Например, соблюдение исламского "дресс-кода"
(хиджабы, неподстриженные бороды, укороченные брюки) ассоциируется с
экстремизмом. При этом ни в одной из стран региона нет открытого
обсуждения вопроса о роли ислама в обществе, что ведет к росту взаимной
подозрительности между "серьезными" верующими и большинством населения.
"В условиях, когда большинство населения стран Центральной Азии не
склонно поддерживать религиозный радикализм, ислам не стал политическим
выбором. Но с ухудшением качества жизни и дальнейшим сужением
вертикальной социальной мобильности социальный протест может получить
религиозное обоснование как борьбы за справедливость. Хотя и в этом
случае он будет иметь свои особенности в каждой из стран региона", -
считает спикер
|