Газета "Наш Мир" br>Ведущиеся в Европе в целом и в Испании, в частности, споры о необходимости применения мер экономического стимулирования для выхода из кризиса неразрывной связаны с вопросом об их финансировании. Кто оплатит очередной план экономического стимулирования, чтобы Европа оправилась от кризиса? Необходимых средств для оказания помощи нет сегодня ни у США, ни у Германии с Францией.
Новый План Маршалла могут осуществить лишь страны группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), в первую очередь, конечно, Китай. Этому было уделено особое внимание на последней встрече в верхах «большой двадцатки», состоявшейся в Каннах.
Согласно самым недавним оценкам, за последние годы (в особенности после того, как разразился экономический кризис) страны БРИК сосредоточили в своих руках около трех триллионов долларов, или 40% всего мирового валютного запаса. Львиная доля находится у Китая: предположительно, около 30% мировых запасов. Большую роль в этом сыграл экономический кризис, поскольку финансы уже не стучатся в двери Европы или США. Наоборот, они устремились на пространства динамично развивающихся стран. Но есть и другие причины, объясняющие столь значительный рост валютных запасов в этой части мира: рост цен на нефть и природный газ (и вообще на все ископаемые энергоносители), валютная война между юанем и долларом, а также невиданный экономический рост в вышеупомянутых странах.
Такие авторы как Гриффит-Джонс (Griffith-Jones) и Окампо (2008) указывают, тем не менее, что развивающиеся страны накапливают у себя больше международных валютных запасов, чем это было бы желательно для устойчивости мировой финансовой системы. Поэтому данные авторы предлагают, чтобы страны БРИК направили излишки накопленных валютных средств на нужды восстановления экономики так называемых развитых стран.
Например, вышеупомянутые авторы полагают, что, воспользовавшись всего-навсего 1% суверенных фондов этих стран, можно было бы создать кредитный механизм в размере приблизительно 70 миллиардов долларов. Эту сумму можно было бы ежегодно направлять на различные цели. В действительности, Гриффит-Джонс и Окампо заостряют внимание на суверенных фондах, представляющих собой лишь часть запасов, накопленных странами БРИК. Таким образом, по сути дела речь идет о гораздо более обширных ресурсах. В любом случае, на основе накупленных Китаем и другими странами БРИК запасов можно было бы создать Всемирное финансовое агентство с задачей стимулирования экономического роста развитых стран. Оно оказывало бы помощь реальному сектору экономики развитых стран, особенно в тех отраслях, которые способствуют устойчивому, сбалансированному и безопасному для окружающей среды росту, а именно: альтернативные источники энергии, научно-исследовательские работы, образование, здравоохранение и т.д. Это агентство можно было бы создать на основе некоторых из уже существующих международных организаций, таких как, допустим, МВФ. Хотя, учитывая закоснелый консерватизм этого учреждения, наиболее разумным было бы сделать агентство независимым от МВФ. Управлять агентством можно было бы через какой-нибудь многосторонний орган, не столь затратный как, например, ООН.
От реализации подобной меры экономика развитых стран извлекла бы немалую выгоду, но несомненно и то, что она оказала бы благоприятное экономическое воздействие на развивающиеся страны.
Действительно, согласно прогнозам экспертов, пристально следящих за развитием БРИК, страны этой группы, с одной стороны, подвергаются риску перегрева экономики, а с другой – резкого сокращения спроса со стороны развитых стран. Таким образом, взаимодействие членов БРИК с промышленно развитыми странами может в определенной мере охладить экономику первых и удержать уровень спроса вторых. И тот и другой вектор развития внес бы весомый вклад в более сбалансированный экономический рост на всей планете.
Помимо всего вышесказанного, на мировых финансовых рынках снизится напряженность, наблюдаемая в настоящий момент. Это окажет благотворное влияние на всех, в том числе и на страны БРИК, которым не придется сильно беспокоиться о том, чтобы обезопасить себя от очередной финансовой бури, что является главным предметом их страхов в данное время.
Критики описанных в данной статье мер утверждают, что создание Всемирного финансового агентства при финансовой поддержки стран БРИК и, в частности, Китая, в итоге нарушит геополитическое равновесие в мире.
Тем не менее, очевидно, что это равновесие безвозвратно нарушено уже некоторое время тому назад. Мировые дела будут решаться и во все большей степени уже решаются в Пекине, а не в Нью-Йорке или Брюсселе. Это ставит перед нами трудноразрешимые проблемы этического и политического свойства: речь идет о диктатуре, которая должна спасти некоторые из самых древних демократий в истории человечества? Полагаю, что ответ на этот вопрос будет следующим: чем раньше мы включим такие страны как Китай в процесс нового мирового управления, тем скорее демократические принципы проторят себе дорогу в этой части земного шара.
|