Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Газета "Наш Мир" br> Валерий Коровиндиректор Центра геополитических экспертиз,
заместитель руководителя Центра консервативных исследований
социологического факультета МГУПостмодернистская империя опирается на сети и не имеет единого центра. Идеологические
объяснения мировых процессов больше не действуют. Возникший идейный
вакуум заполнила чистая геополитика с её неизбежным противостоянием
морской и сухопутной цивилизаций.Немецкий философ К. Шмитт
описал два типа империй, основанных на геополитической модели, – империй
морского, колониального типа, состоящих из метрополии и колоний, и
империй сухопутных, состоящих из центра и периферии.Метрополия воспринимает свои колонии потребительски, как средство для своего обогащения, наживы.А
центр сухопутной империи видит периферию как своё продолжение, как то,
что необходимо благоустроить, облагородить, вложив туда средства и
создав по возможности равные с центром условия существования.За
столетия империи, морские и сухопутные, то создавались, то распадались.
Мир пережил эпоху государств-наций, построенных на обломках
распадающихся империй.И вот наступил XXI век, модерн сменился постмодерном, а Империя снова наверху.Ибо
понятие это геополитическое, а не идеологическое. И в ситуации
грядущего торжества геополитики как ключевой мировоззренческой модели
Империя становится понятием, которое обращает нас не к прошлому, а к
настоящему и особенно к будущему.В геополитике империя – синоним
большого пространства. И от того, сколько будет империй – одна или
несколько, зависит, будет мир однополярным или многополярным.Однополярный
мир – это одна империя – Американская. Сегодня американские политологи
уже не стесняются говорить о том, что Америка строит именно мировую
Империю.Многополярный мир – это нечто противоположное, когда
судьба мира определяется консенсусом нескольких мировых центров,
представляющих большие пространства, несколькими империями.Такой мир с очевидностью представляется более сбалансированным, более справедливым.Америка строит ИмпериюТо,
что Америка строит именно Империю, наиболее полно и убедительно
доказали итальянский журналист Т. Негри и американский политолог М.
Хардт в совместном труде «Империя».Выступая с левых позиций, они
тем не менее подводят серьёзную доказательную базу. И замечают, что
носителем Труда в эпоху постмодерна становится не рабочий класс, но
«множество».Подобное утверждает и французский философ А. де
Бенуа. Глобализации, представляющей базу для американского
империостроительства, предшествует процесс атомизации – отрыва человека
от корней, от естественных связей, делающих его неуязвимым для
«системы».А затем идёт процесс массификации – превращающий
теперь уже обездоленных, разорванных индивидуумов в обезличенную массу
для простоты управления ею со стороны «системы». Американская
Империя опирается именно на управляемого индивидуума, на социальный
атом, представляющий собой «источник производства и потребления».Негри и Хардт указывают на то, что вместо марксистской «дисциплины» победивший капитал использует «контроль».«В
планетарном масштабе учреждается общество надзора, то есть создаётся
целая серия методов и технологий, которые позволяют отслеживать
поведение людей, проверять, не отклоняются ли люди от норм», – считает
основатель европейского движения «новых правых» де Бенуа.К
«контролю» он относит как контроль над общением, от прослушки телефона
до установки систем видеонаблюдения, так и использование разных
электронных методов слежения, которые позволяют определять, где люди
находятся, чем занимаются, каковы их вкусы, занятия и т. д.Де
Бенуа констатирует даже некоторый парадокс: «Именно наиболее развитые с
технологической точки зрения общества сегодня располагают целым
арсеналом средств для того, чтобы шпионить за согражданами, коими
средствами не располагал ни один тоталитарный режим в прошлом».Вместо ставшего привычным для нас государства Негри и Хардт выявляют планетарные сети.Именно сети являются базой строительства планетарной американской Империи. Империя простирается туда, где есть сеть.Авторы настаивают, что такая Империя не имеет ничего общего с классическим империализмом.Колония и периферия физически освоены метрополией или центром, это то, куда ступала нога представителя Империи.Структура
империи в постмодернистском смысле такова, что включает в себя любую
зону, попавшую под контроль, который не обязательно выражается в
физическом присутствии. Достаточно присутствия в этой зоне подключённой
сети, а порой достаточно даже медийного присутствия.Империя децентрирована, не имеет единой метрополии.Это
предопределено структурой сети, лежащей в основе постмодернистской
империи. Где присутствует имперская сеть, там есть и узел сети – её
локальный центр.Множество центров, созданных по единому
мировоззренческому шаблону, но разных по структуре, в свою очередь
предопределяют то, что империя заведомо и изначально планетарна и
универсальна.Зарождение американской ИмперииИнтерес к
понятию «империя», используемому для более точного понимания реалий
сегодняшнего мира, вновь возник начиная с 2002 года, когда американские
СМИ стали использовать его применительно к той роли, что США должны
играть в мировом масштабе в новом столетии.Это стало следствием
почти безраздельного влияния в американской политике идей
неоконсерваторов. Их теоретики, отталкиваясь от рейгановской формулы
«СССР – империя зла», предложили симметричный проект: США – «империя
добра».Но нынешняя планетарная структура американской Империи
была заложена в её основание ещё в XVIII веке Т. Джефферсоном,
возглавлявшим журнал «Федералист», ставший идеологическим центром
отцов-основателей США, вдохновлявшихся древней имперской моделью.С
создания США они утверждали, что строят на другой стороне Атлантики
новую Империю с открытыми, расширяющимися границами, где власть будет
создаваться по сетевому принципу. Эта имперская идея выжила
через включение в американскую Конституцию и сегодня проявила себя в
планетарном масштабе в полностью реализованной форме.Ключевым понятием здесь являются «расширяющиеся границы».Основной
же движущей силой расширения Империи стала вера основателей США в
универсальность их системы ценностей. Эта вера – в основе истории
Соединённых Штатов.Конструирование США их отцы-основатели
воспринимали именно как эксперимент по созданию идеального западного
общества, но с чистого листа и не отягощённого традиционалистским
наследием Европы, сдерживающим её динамичное и прогрессивное развитие,
её цивилизационную экспансию.Впервые же универсальность новой
американской модели западного общества в реальности проявилась, когда
речь зашла об отвоевании Калифорнии и Нью-Мексики.Тогда
американцы открыто заговорили о «предопределении судьбы» – о «явном
предназначении», которое состояло в том, чтобы «нести универсальные
ценности свободы и прогресса диким народам».Есть тесная
взаимосвязь политических основ США с идеей экспансии и открытых границ.
США не могут не расширять своего контроля, так как представление об
открытых границах и универсальности собственных ценностей является
основой всей системы.Но самое интересное – это подход Империи к остальному миру, сформированный идеей универсальности.Исходя
из того, что общественное устройство и ценности Империи являются
универсальными, весь остальной, не американский мир она рассматривает
как… пустое место.Если не американский – значит, никакой, а следовательно – подлежащий интеграции в единую структуру сетевой власти.При
этом (что важно) планетарная сетевая власть не ставит задачи прямого
колониального завоевания – это было бы очень откровенно, грубо, сразу же
вызывало бы прямое противодействие.Всё происходит менее явно –
разные зоны включаются в общую систему ядерной безопасности, в систему
свободного рынка и беспрепятственной циркуляции информации.Империя
не борется с теми, кто ей не сопротивляется, не подавляет
сопротивление, если «побеждённый» добровольно принимает её систему
ценностей.Совсем иной подход Империи к тем, кто американские «универсальные» ценности не принимает.С
ними поступают как с индейцами – «вежливо игнорируя» их особенности и
отличия. Так, как будто их не существует. Воспринимая пространство,
заселённое «иными», как пустое.Империалистический подход модерна
унижал противника, колонизируемые народы, но всё же признавал факт его
существования. Постмодернистская Империя безразлична даже к этому факту,
она не уделяет ему внимания.Всё пространство планеты является
открытым. И выбор Империи – ядерная мощь, свободный рынок и глобальные
СМИ – представляется само собой разумеющимся.Чтобы включить
страну, народ, территорию в Империю, их не надо завоёвывать или
убеждать. Им надо лишь продемонстрировать, что они уже внутри неё, так
как Империя самоочевидна, актуальна и безальтернативна.Весь мир становится глобальной Америкой.В
действиях американской Империи бывают и исключения. Одно из них –
правление Дж. Буша-младшего, он на восемь лет вернул Америку к стратегии
классического империализма.Буш, интеллектуально окормляемый
неоконсерваторами, открыто провозгласил США центром мира. А после
терактов 11 сентября 2001 года призвал остальные народы покориться США.
Тех, кто отказался, Буш попытался принудить к тому насильно.Однако
подобный неоимпериалистический подход для новой сетевой Америки
нетипичен. И новый президент-демократ Барак Обама поспешил вернуть всё в
прежнее русло, к мягкому включению в американскую Империю по сетевой
модели.Американская сетевая глобализацияГлобальный мир – это совершенно реально и всерьёз. Создается он как бы на пустом месте.Локальности,
особенности, национальная, этническая, культурная самобытность – всё
это в нём вежливо игнорируется, либо рассматривается как фольклор, либо
помещается в резервацию, либо подвергается прямому геноциду.Де Бенуа назвал это «гомогенизацией на планетарном уровне».Глобализация
создаёт однородные образы и способы жизни, приводит к унификации
поведения в ущерб народной культуре, то есть к «сокращению человеческого
разнообразия».Идёт распространение и расширение идеологии
одинаковости и «того же самого», вследствие чего человек становится
одним и тем же везде.Он должен везде создавать одни и те же
политические и культурные системы в ущерб разнообразию культур народов,
наций, их образов жизни.Такой человек считается включённым в американскую Империю.Империя
не имеет дела с государствами и народами. Она предварительно крошит их
до качественного «множества», а потом механически суммирует в «массы».Империя приходит не извне.Она
прорастает сквозь, обнаруживает свои сетевые узлы сама по себе и
постепенно интеллектуально, информационно, экономически, юридически,
психологически интегрирует в себя.Но эта интеграция означает полную утрату идентичности.Империя
основана на том, что не признаёт никакого политического суверенитета ни
за какой коллективной сущностью – будь то этнос, класс, народ или
нация.На то она и Империя, чтобы постулировать тотальность и вездесущесть своей власти.