Газета "Наш Мир" br>
Речь о религии как оружии в руках
исламистов-радикалов, экстремистских группировок, которые прикрываются
светлым образом ислама, утверждает Расул Жумалы.
Понятие «исламофобии» в Казахстане должно трактоваться не как
«боязнь ислама». Речь о религии как оружии в руках исламистов-радикалов,
экстремистских группировок, которые прикрываются светлым образом ислама
и пытаются навязать свое видение общественного устройства. Своим
мнением с корреспондентом Tengrinews.kz поделился востоковед, политолог
Расул Жумалы. «В последние годы в Казахстане отмечается
тенденция роста исламофобии. И мне кажется, процесс негативен. Ошибочно
ассоциировать происходящие в стране теракты с традиционным исламом
в Казахстане. Духовенство должно постараться провести четкую грань,
разделяющую религию, и те движения, которые прикрывают именем религии
свои криминальные действия. Рост исламофобии связываю с плачевным
уровнем образованности, религиозной грамотности в стране. Все сводится
в общую кучу, а нам следует отделять зерна от плевел», — считает спикер.
Как утверждает эксперт, исламофобия в Казахстане нашла свою социальную
нишу. В свое время из-за идеологических пробелов, потери ценностей,
культа насилия, денег, молодежь оказалась предоставлена самой себе,
без опеки образовательных, официальных органов. И часть ее была
рекрутирована в экстремистские течения. По мнению Жумалы, это следствие
недоработки социальных служб и религиозной политики в отношении
молодежи. Кроме того, это пробелы по линии правоохранительных органов
и спецслужб, которые имели много сигналов и предупреждений, что
тенденции развиваются в худшую сторону, но не отреагировали на то, что
говорило экспертное сообщество Казахстана. Эксперты уже не раз
отмечали, что исламофобия предстает в роли своеобразной реакции
государства и общества на исламский контрмодерн (возвращение к исламской
традиции без какого-либо развития — Прим. автора). Последнее, в свою
очередь, стало реакцией на западный модерн и вестернизацию. Жумалы
отчасти соглашается с данным определением, подчеркивая, что в качестве
раздражителей исламофобии выступают группировки, отвергающие
казахстанскую сущность ислама и искажающие ценности в собственных
политических целях. По словам востоковеда, казахстанская
модель традиционного ислама не сопоставима с религиозной спецификой,
к примеру, Саудовской Аравии или Ирана. Сейчас же на территории
Казахстана идет борьба, так называемое принуждение в религии не методами
убеждения и каких-то дискуссий, а путем вооруженной борьбы и насилия,
что уже нарушает каноны ислама, отмечает эксперт. «Появляются различные
движения "тахфир”, которые выступают с обвинениями в неверии, навязывают
свое суждение. Примечательное явление, одни мусульмане обвиняют других
мусульман в отходе от религии путем устрашения, ликвидации несогласных
с этим. В этом искажение и извращение ислама. И это же порождает
исламофобию», — отмечает политолог.. Те действия, которые
сейчас предпринимают официальные органы, кажутся эксперту не совсем
верными. Законодательно принимаемые меры должны проводиться
в определенной степени, но приоритет должен отдаваться «не репрессивной
машине, а пропагандистской работе, разъяснениям истинных целей ислама».
«Это гораздо более длительный путь к недопущению радикализации ислама
в Казахстане, но это может обеспечить серьезный заслон экстремистским
течениям. Многое было запущено за последние 20 лет. Сейчас должны быть
задействованы все здоровые силы общества, потому что просто муфтият,
отдельное министерство с этой задачей не справится», — заключает Жумалы.
Все горячие новости на
nashmir.kz!
|