Газета "Наш Мир" br>В США и Европе начинаются недели рождественских и новогодних распродаж, когда многие магазины за рубежом делают в это время до половины своей годовой выручки. В России рынок к такой лихорадке не готов - на нем недостаточное количество конкурирующих брендов, а россияне тотально не верят в честность проводимых распродаж.
В преддверии начала сезона новогодних распродаж в США национальная федерация розничной торговли опубликовала прогноз, согласно которому продажи в сезон рождественских и новогодних скидок могут составить $465,6 млрд, сообщают американские СМИ.
Более того, впервые в "черной пятнице" (так называют день начала скидочного сезона) примет участие корпорация Apple, традиционно игнорирующая дисконтные программы. Дисконт на продукцию бренда составит 10%.
В этот период можно нередко наблюдать очередь в элитный бутик или большое скопление людей перед дверьми магазина поздно ночью.
Разнообразие акций и предложений включает в себя совершенно экзотические варианты – скидки первым ночным покупателям и другие варианты обретения вожделенной дешевизны.
"Дешево не продам"
Между тем, по мнению экспертов Firtsnews, в России традиция масштабных распродаж и сезонных скидок пока не возникла.
Более того, согласно данным опроса, проведенного порталом Superjob.ru, подавляющее большинство россиян скептически относятся к новогодним распродажам.
Подавляющее большинство опрошенных выразило уверенность, что распродажи у нас являются обманом: накануне новогоднего сезона цены искусственно завышаются, потом следуют скидки и нормальная цена на товар подается как огромная скидка. Так считают 70% россиян.
По словам исполнительного директора портала Rasprodaga.ru Евгении Скрынник, в России "искренность" распродаж низка – в 80% случаев цены просто снижаются до нормального с искусственно завышенного уровня, особенно это касается сегмента одежды, обуви и рынка услуг.
"В России компании сегмента премиум уже давно принимают участие в распродажах, что связано с низким вниманием россиян к статусности бренда. Верных и лояльных поклонников той или иной марки у нас по сравнению с Западом довольно мало. Поэтому для премиум-производителей распродажи – единственный способ реализовать плановые показатели продаж", - говорит Евгения Скрынник.
В новогодний сезон магазины делают хорошую кассу (средний показатель – 30% от годовой), но ее доля в итоговой выручке за год варьируется – люди не привыкли к скидкам, и часто набредают на них случайно.
Тем не менее, количество распродаж растет в связи с увеличением представительств магазинов в сети, для завоевания позиций в которой в том числе нужно проводить вполне реальные распродажи.
Аналитик "Уралсиба" Тигран Оганесян считает, что перед Новым годом в России, наоборот, чаще происходит повышение цен.
"Все идет по накатанному сценарию – "дешево не продам, это мне дедушка завещал". У нас мало брендов на рынке. Люди очень неохотно воспринимают новые марки, конкурировать через цены никому не интересно. Появление полноценного скидочного сезона в России может случиться только с пришествием кризиса, однако их (скидки - прим. ред.) дадут скорее поставщики местным продавцам, и не факт, что они отразятся на конечной цене", - уверен он.
Электроника скидывается по-честному
При этом, на скидки россияне все равно реагируют: чаще всего, конечно, женщины (37% против 27% мужчин). Чаще всего они покупают одежду и обувь (64%), бытовую и компьютерную технику (24%), косметику и парфюмерию.
Одним из сегментов ритейла, наиболее подверженным проведению различных акций и распродаж, является сфера потребительской электроники. Здесь в предновогодний сезон рост выручки за счет роста объема продаж из-за скидок может составлять 50%-100% по сравнению со среднегодовыми показателями.
"В этом году хорошо уходят дорогие телевизоры: средний чек по ним начинается от 30 тыс. рублей. Очень хорошо продаются аппараты с различными дополнительными функциями – 3D, Smart-TV и т.д. Делается упор на наличие этих возможностей, скидка и товар уходит", - поясняет PR-менеджер "М-Видео" Антон Пантелеев.
"Новые производители, как правило, заявляют о себе скидками, также ведут себя уже известные игроки рынка, представляя новый продукт – снижается цена на более старую модель. Никакого обмана потребителя здесь нет. Есть категории товаров, которые хорошо идут по сезонам – подарочная электроника (мультимедиа), обогреватели или кондиционеры: все это логично подпадает под распродажи. Стиральные машины, само собой, как горячие пирожки не разлетаются – они стабильно продаются одинаковыми темпами весь год, распродажи на них не влияют", - поясняет он.
По словам Антона Пантелеева, в электронике мнимых скидок не бывает, в течение года цены растут объективно: в этом сентябре сыграл роль рост курса доллара, затем свое слово сказало наводнение в Таиланде, в результате которого выросли цены на накопители информации.
|