Почти каждый год кто-нибудь в Америке становится жертвой «Черной
пятницы» – получает физические увечья или даже расстается с жизнью.
«Черная пятница» – это главный в Америке день похода по магазинам,
пятница после Дня Благодарения. Большие магазины предлагают крупные
скидки, а покупатели с вечера занимают в эти магазины очереди, чтобы
первыми ухватить дешевый товар.
2011 год запомнится американцам
тем, что вечером в День Благодарения, еще накануне «Черной пятницы»,
одна женщина в Лос-Анжелесе, в битком набитом универмаге «Уол-Март»,
достала из сумочки баллончик с перечным газом и стала брызгать его в
лица покупателям вокруг нее, чтобы дизориентировать их и самой завладеть
товаром со скидкой, который ей приглянулся. И это не шутка. От ее
нападения пострадали 20 человек.
В других магазинах страны также
зарегистрировано несколько драк – во Флориде, например, покупатели
подрались у витрины с драгоценностями – и несколько нападений на уже
выходящих их магазинов с покупками людей. Во время одного нападения было
применено огнестрельное оружие. Пострадавший находится в больнице.
Драка,
баллончик с перечным газом или пистолет – это еще ничего. Зато никто не
умер. А вот в 2008 году несчастного работника универмага «Уол-Март»
толпа покупателей затоптала насмерть. 28 ноября 2008 года в небольшом
городке Вэлли Стрим в штате Нью-Йорк покупатели, которые собрались на
улице с ночи, сломали дверь и ворвались в магазин в пять часов утра.
34-летний работник магазина Джимитай Дамур, пытающийся их остановить,
упал на пол и погиб под каблуками алчущих дешевых товаров потребителей.
В
этом году, как и каждый год, магазины Best Buy and Toys R' Us открыли
свои двери еще в четверг вечером. Другие начали работать в пятницу до
восхода солнца. По всей стране на парковках перед крупными торговыми
центрами в ночь с четверга на пятницу раскинулись палаточные городки –
любители шоппинга таким образом еще с вечера занимали места в очереди.
Ожидается, что в течение этих «покупочных» суток магазины в США посетят
около 152 миллиона человек. Ожидается также, что прибыли, полученные
крупными продавцами за «Черную пятницу» этого года, превысят прибыли
прошлой «Черной пятницы» до 10 процентов.
Зародившееся в США
национальное движение «Захвати Уолл-Стрит» призывает американцев в
«Черную пятницу» или совсем ничего не покупать, или отвернуться от
крупных марок и сетевых магазинов и делать свои покупки «с чувством, с
толком, с расстановкой» в небольших торговых точках, владельцами которых
являются не корпорации, а скромные частные предприниматели. Таким
образом, считают активисты движения, американцы отдадут свои деньги не 1
проценту богачей, а тем 99 процентам граждан, которые собственным
трудом, а не финансовыми махинациями, зарабатывают себе на жизнь.
Однако
Маршалл Коэн, главный аналитик продаж в компании NPD Group, в интервью
Интернет-изданию Huffington Post отметил, что даже если многие
потребители и последуют призывам «Захвати Уолл-Стрит», реального урона
большому бизнесу это не нанесет, потому что многие владельцы небольших
магазинчиков закупают свои товары у тех же крупных поставщиков и
производителей, что и крупные торговые сети.
Вообще, американский
национальный ажиотаж вокруг распродаж в «Черную пятницу» может быть не
реальной возможностью сэкономить, а грандиозной рекламной «уткой». Во
всяком случае, так считает Орен Етзионе, профессор университета штата
Вашингтон. Он утверждает, что самые лучшие и выгодные скидки в магазинах
можно найти не в «Черную пятницу», а в последующую неделю, вплоть до
середины декабря. Профессор создал сложный компьютерный алгоритм и с его
помощью проанализировал размер скидок на товары в «Черную пятницу» и в
другие дни года.
Оказалось, что электронику хорошего качества
выгоднее всего покупать не в этот день. Об этом он рассказал газете
«Нью-Йорк Таймс», которая в «Черную пятницу» и опубликовала статью о его
шокирующем открытии.
Профессор Етзионе запустил компьютерный
сайт Decide.com, куда можно вбить название товара, который вы ищете, и
получить совет, стоит ли этот товар покупать сейчас или подождать до
определенного дня или определенного времени года. Пока на сайте можно
получить информацию о покупке только электроники, однако профессор
намерен расширить созданный им сайт и включить туда информацию о самых
выгодных распродажах на автомобили и одежду.
В статье также
цитируется интервью с Дэном де Грандпре, который уже 15 лет следит за
различными скидками на различные товары на Интернет-сайте Dealnews.com.
По его мнению, самые большие скидки на электронику, одежду и детские
игрушки можно найти не в «Черную пятницу», а в последующие две недели.
Ближе к Рождеству и Новому году цены на эти товары опять начинают расти.