Газета "Наш Мир" br> В октябре крупнейшая в мире социальная сеть Facebook опередила «Живой
журнал» по посещаемости в России. Об этом сообщает аналитическая
компания TNS. По ее сведениям, за последний месяц количество российских
посетителей Facebook составило 13,4 миллиона, то есть на 1,9 миллиона
больше, чем в сентябре. ЖЖ в октябре посетили 13 миллионов россиян. В
России у ЖЖ всегда был особый статус: помимо площадки для общения он был
«тем самым местом» для политических дискуссий. Где будут вести споры
завтра, боятся ли блогеры цензуры, эффективна ли политическая агитация в
Сети – об этом Русская служба «Голоса Америки» спросила политических и
гражданских активистов и просто молодых людей.
Евгения Чирикова, лидер защитников Химкинского леса
Про
Facebook ничего сказать не могу, не использую его. Но я очень активно
веду Twitter, намного чаще, чем ЖЖ, потому что, во-первых, там проще
выкладывать новости, а во-вторых, он надежнее – ЖЖ часто плохо работает.
Думаю, что, независимо от выборов, Twitter для агитации лучше всех
остальных площадок: у людей нет времени читать много, а тут передается
только суть, есть возможность фото выслать. К тому же Twitter связан с
ЖЖ, и это удобно. Вполне верю в такую версию, что ЖЖ «кладет» Кремль. Но
не только ЖЖ, а любой сайт, на котором появляется информация о реальной
деятельности «партии жуликов и воров». Например, наш сайт ecmo.ru
атакуют регулярно.
Илья Яшин, политик, один из лидеров движения «Солидарность»
ЖЖ
тоже изначально американский ресурс, который, правда, в нашей стране
приобрел большую популярность, чем за океаном. В свое время он стал
уникальной дискуссионной площадкой. В стране стремительно укреплялась
цензура, парламент перестал быть местом для политической дискуссии,
выборы превратились в профанацию. А ЖЖ был свободен, и люди могли здесь
безбоязненно спорить и критиковать власть. Однако сегодня ресурс
переживает явно не лучшие времена. С одной стороны, ЖЖ испытывает
постоянные хакерские атаки, которые отпугивают пользователей. С другой
стороны, усилилась конкуренция со стороны социальных сетей (в том числе
Facebook), которые привлекают блогеров новизной и форматом коротких
сообщений вместо традиционных больших текстов.
Я сомневаюсь, что
Facebook в России сможет полноценно конкурировать с «ВКонтакте».
Facebook изначально привлекал пользователей некой элитарностью: здесь
много политиков, журналистов, персонажей светской хроники. Здесь
происходят острые общественно-политические дискуссии. Не обходится без
дискуссий и в «ВКонтакте», но этот сайт занимает огромную нишу своего
рода сайта знакомств (вытеснив «Одноклассников»). А это очень широкая
аудитория.
На протяжении последних лет блоги, как ни странно,
были даже полезны власти. По сути, львиная доля протестной активности
была сосредоточена в сети. Многие люди предпочитали написать пост в ЖЖ
или поставить плюсик в «ВКонтакте» вместо того, чтобы идти на митинг,
где могут избить и арестовать. Однако ситуация меняется. Пусть Интернет
еще не может конкурировать с телевидением в формировании общественного
мнения, но мы постепенно учимся использовать интернет-технологии в
реальной жизни. Все чаще удается мобилизовать людей через Интернет на те
или иные акции. Кроме того, появилась возможность собирать через
пользователей сети деньги на оффлайновые оппозиционные проекты.
Я
зарегистрирован и в Facebook, и в «ВКонтакте». Facebook для меня, в
первую очередь, механизм распространения информации среди журналистов и
лидеров общественного мнения. А «ВКонтакте» дает возможность выйти на
более широкую аудиторию и привлечь к гражданской активности изначально
аполитичных людей, которых заинтересовали, например, фотографии разгона
митинга, размещенные на моей странице.
Иван Афанасьев, фотоблогер
Я
читаю Twitter, просматриваю публикации друзей в Facebook, «ВКонтакте»
только отвечаю на сообщения, а ленту в ЖЖ, признаться, не читаю: посты в
ЖЖ читаю по ссылкам из Twitter и Facebook. Facebook не заточен под
какой-то один тип контента, в то время как у ЖЖ есть один тип записей –
просто пост, который уже каждый блогер может сделать видео-, фото-,
аудио- или другим постом в соответствии со своей фантазией и умениями. С
точки зрения интерфейса Facebook доступнее и понятнее простому
пользователю, однако ЖЖ кажется более подходящей площадкой для
серьезного общения. Кроме того, схема контента в ЖЖ не приспособлена для
мобильных устройств.
Мне представляется, что аудитория Facebook
и ЖЖ в России схожа, в «ВКонтакте» же она другая. Это что-то вроде
дискотеки, в то время как Facebook – это кафе-бар, а ЖЖ –
многофункциональный торговый центр, в котором есть и кафе, и дискотека, и
театр, но нет ни одной вывески над дверями. Политическая агитация в
соцсетях может быть успешной, если понимать, где какая аудитория, и
правильно создавать волну обсуждения темы. Не думаю, что Кремль сегодня
может эффективно цензурировать ЖЖ или «ВКонтакте».
Олег Козырев, писатель, блогер
Мой
основной блог – «Живой журнал», вспомогательные – Twitter и YouTube.
Так сложилось, что пять моих аккаунтов являются весьма читаемыми в своих
категориях – и ЖЖ, и Twitter, и YouTube, и Facebook, и Google+.
Facebook набирает популярность, потому что это социальная сеть. Не все
хотят вести блог, но все хотят быть в контакте с друзьями.
Facebook
завязан на многие мобильные сервисы. Очевидно, что посетителей Facebook
только из-за этого со временем должно стать больше, чем ЖЖ. Но как
блогплатформе ЖЖ нет конкуренции. Резонансных сообщений в Facebook –
единицы, тогда как ЖЖ почти каждый день продуцирует сенсации. В ЖЖ
просто удобнее размещать информацию, посты легче редактировать, легче
следить за дискуссиями.
К сожалению, у Facebook не самая лучшая
репутация в плане блокировки аккаунтов, но атаки на ЖЖ, конечно же,
тревожат пользователей, и они, по крайней мере, стараются иметь
резервные площадки. Facebook – конкурент не ЖЖ, а скорее «ВКонтакте»,
ибо люди предпочитают общаться в одной сети со всеми своими друзьями.
Довольно глупо для общения с российскими друзьями быть в одной сети, а
потом перебегать в другую, чтобы пообщаться с теми, кто учится за
рубежом. Политическим активистам полезнее всего «Живой журнал», так как
он универсален, позволяет размещать и фото и видео.
Никита Комаров, студент, начинающий предприниматель Facebook,
как и «ВКонтакте», – постоянно меняющаяся и предоставляющая огромное
количество сервисов социальная сеть, тогда как ЖЖ – просто
блог-платформа. В последнее время социальные сети предоставляют хорошие
инструменты для написания больших постов, что вместе с возможностью
быстро донести информацию до аудитории рано или поздно должно было
привести падению популярности ЖЖ. Значимых изменений, кроме не очень
удачного LJ-times, за последние пару лет я не припоминаю. Свою роль
сыграли и перебои в работе, связанные с DDoS-атаками, так что во многом
ЖЖ пал жертвой своей популярности.
Мировые тенденции говорят,
что Facebook постоянно увеличивает свою долю на локальных рынках,
отнимая аудиторию у местных социальных сетей. Однако говорить о том, что
он опередит «ВКонтакте», не приходится. «ВКонтакте» выигрывает за счет
контента, и тут Facebook нечего противопоставить с учетом особенностей
правовой ситуации в России. Цензуры «ВКонтакте» я не ощущал, а в ЖЖ она,
конечно, есть, и это сильно влияет на его популярность в
политизированных кругах.
Социальные сети, на мой взгляд, не
лучшим образом подходят для предвыборной агитации: она требует
привлечения широких слоев населения. Через них можно распространять
идеи, но агитировать людей практически невозможно. Но если говорить о
самой подходящей площадке, то это «ВКонтакте».
Данни Берковский, поэт
Я
предпочитаю «ВКонтакте» из-за удобного прослушивания музыки. ЖЖ оставил
для литературных изысканий. Twitter посещаю и захламляю регулярно. ЖЖ в
свое время был самой прогрессивной площадкой, но стал сдавать позиции,
когда переехал в Россию, так как купившие его люди не знали, что с ним
делать. Аудитория переместилась в социальные сети, потому что
большинство предпочитает знать о своем собеседнике или оппоненте
несколько больше, чем та скудная информация, которая дается в ЖЖ.
«ВКонтакте» и Facebook такую возможность предоставляют, а Facebook
изначально был заточен под более серьезную аудиторию, как раз под ту,
которая в ЖЖ. Но в России он не обгонит «ВКонтакте», потому что это –
усовершенствованная реплика Facebook, учитывающая все ошибки своего
предка. Никакая цензура не остановит блогеров: это народ отчаянный.
|