Газета "Наш Мир" br> Членство в одной из этих организаций делает бессмысленным пребывание в другой.
Уже довольно скоро Россия окажется в ВТО. То, что последняя от этого лишь приобретет, ясно было изначально. А вот что получат рядовые наши сограждане, проснувшись однажды в новой стране – члене ВТО? Предугадать это попытался в эфире программы «Диалог с Виктором Геращенко» вице-президент Российской академии экономических наук Василий Симчера, сообщает РБК.
Подсознательно многие ожидали, что после вступления России в ВТО жизнь облегчится: станут ниже цены и налоги. Но на деле средневзвешенная ставка пошлины на товары, которые ввозятся в РФ, вырастет и в течение трехлетнего переходного периода будет на уровне 12% вместо теперешних 10%, отмечает эксперт. «2% по отношению к нашему импорту в $300 млрд в год – это дает $6 млрд потерь ежегодно на протяжении трех лет», – подчеркнул он, добавив, что также это может дать повышение цен на 2%. «Для тех, кто считает деньги в кошельке, а в кошельке их мало, это – существенное ухудшение условий», – признал Василий Симчера.
Потребители также надеялись на снижение цен на автомобили, но и этого не произойдет. В течение первых трех лет пошлина на новые автомобили будет 25 вместо 30% и потом снизится только на 5%. При этом ввоз автомобилей старше семи лет запретят. На доступность массового автомобильного рынка, считает эксперт, присоединение к ВТО почти не повлияет. Большинству населения РФ до сих пор по карману были только подержанные иномарки, а колебание цены на новые автомобили, доступные лишь богатым, вряд ли будет замечено.
В ответ ведущий программы сказал, что 2%-е повышение относится только к переходному периоду, и в конечном итоге пошлины станут меньше. Он привел данные Минэкономразвития, в соответствии с которыми ставка по импортным пошлинам по всей номенклатуре товаров составит 7,147%, когда завершится процесс присоединения России к ВТО. Должны подешеветь продукты питания и ширпотреб. Импортные сельхозтовары ранее облагались средним налогом 15%, а в ВТО это будет примерно 11%. Промышленные товары завозились со ставкой около 11%, и она станет примерно 6%.
Симчера возразил, что снижение произойдет только через 7 лет. К тому же необходимо учитывать особенности российского рынка. «Наш рынок – торгашеский: сначала повышают все в три раза, а потом понижают на 20-30% и говорят, что делают благо для человека», – указал он. Эксперт опасается, что вступление в ВТО может негативно повлиять на сельское хозяйство и промышленность России.
Но есть и некоторые плюсы: в стране могут подешеветь лекарства, бытовая техника и компьютеры. При этом г-н Симчера полагает, что в Россию будут отправлены «залежи», которые скопились почти на триллионы долларов у крупных производителей, и для которых ранее рынок был закрыт. «В результате наш рынок станет проходным двором. Благо это или не благо?», – задается гипотетическим вопросом эксперт.
Симчера также считает, что выходом из сложившейся ситуации могло бы стать представление технико-экономического обоснования вступления России в ВТО на рассмотрение общественности и экспертному совету. Последнее, впрочем, является тайной за семью печатями. Наши власти крайне неохотно делятся с общественностью информацией, о чем это они так яростно и долго торгуются с ВТО. Того, что становится достоянием гласности, часто недостаточно, чтобы понимать суть процессов. Эксперт уверен, что еще могут быть внесены коррективы в условия присоединения, и это поможет избежать потерь в дальнейшем. Китаю, например, удалось добиться выгодных для себя условий вхождения в ВТО.
Директор информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский, наоборот, полагает, что наши производители не должны пострадать от присоединения страны к ВТО. «Снижение средневзвешенной ставки импортной пошлины от текущего уровня до конечного уровня, согласованного в переговорах по присоединению России к ВТО, составит около трех процентных пунктов. Это значит, что ни одна отрасль не столкнется с явлением, подобным «отмене высоких заградительных пошлин», – приводит «Российская газета» его слова.
А потребители всех уровней должны только выиграть. «От присоединения к ВТО выигрывает потребитель в широком смысле слова, т. е. и предприятие – потребитель иностранного оборудования и комплектующих, и рядовой потребитель. Выигрыш последнего обусловлен постепенной либерализацией рынка потребительских товаров, повышением конкуренции на рынке и, как следствие этого, улучшением качества товаров и снижением цен. От присоединения выигрывает бизнес, прежде всего тот, который стремится играть по правилам, а не получать выгоды от использования административного рычага и коррупционных связей с чиновниками. Несомненно, выигрывают производители, работающие на экспорт, т. к. они получают свободный и недискриминационный доступ на внешние рынки. В результате прогнозируется рост нашего несырьевого экспорта. Будут инициированы процедуры по пересмотру ряда антидемпинговых мер, действующих в настоящее время в отношении российских производителей. Наконец, Россия получит возможность участвовать в выработке правил мировой торговли, т. е. реализовать свои национальные интересы в данной сфере», – считает эксперт.
Но вот Таможенный союз (ТС) после этого становится ненужным, опасаются другие экономисты. Присоединение к ВТО может негативно отразиться на перспективах ТС, говорят эксперты, опрошенные информационной группой «Финам.ру». ТС может превратиться в бумажное образование, поскольку весьма затруднительно одновременно быть членом ВТО и Таможенного союза со странами, которые не входят в торговую организацию, утверждает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин: «Конечно, вопросы по тарифам вроде урегулировали, но есть еще практика ведения хозяйственных споров, которую присоединение к ВТО меняет резко, о чем у нас в основном просто не знают».
Сомневается в возможности совместимости членства России в ВТО и ТС и белорусский экономист, независимый финансовый аналитик Сергей Чалый: «Более того, сам ТС задумывался Путиным как механизм противодействия вступлению России в ВТО (разговоры о вступлении в ВТО всем ТС оказались всего лишь риторикой, впоследствии речь шла об одновременном вступлении трех стран по отдельности). Таким образом, неодновременное и нескоординированное с другими странами – участницами Таможенного союза вступление России в ВТО фактически лишает ТС смысла. Согласен в этом с Михаилом Делягиным».
По общему мнению, приоритетным для России может оказаться членство в ВТО, а не в Таможенном союзе. «Для либералов важнее ВТО, для силовиков – Таможенный союз, вот и узнаем, кто сверху, – говорит г-н Делягин. – Но, поскольку счета и у тех, и у других, насколько можно судить, в банках стран ВТО, а не Таможенного союза, то, боюсь, выбор будет сделан (если уже не сделан) в пользу ВТО».
«У нас вопрос о вступлении в ВТО – тема полуфантастическая, – говорит директор ИАЦ МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов. – Все или стращают, или силком затаскивают в эту организацию. Но какие будут последствия для России в эпоху «пост-ВТО», практически никто из аналитиков в точности обозначить не может. Поэтому еще раз подчеркну: на бумаге все гладко, ну а что получится – большой знак вопроса». Романов Александр
Все горячие новости на nashmir.kz!
|