Газета "Наш Мир" br>Когда речь заходит о рабстве как общественном явлении, люди обычно удивляются: «Ведь все это было так давно, в эпоху рабовладения, максимум, в XIX веке. Для "цивилизованного общества” рабство совершенно не характерно». Вот с этим-то и хотелось бы поспорить.
Рабство в его классическом понимании
Раньше рабом человек становился либо в случае захвата в плен, либо если не мог выплатить долги («долговое рабство»). Однако закон пытался ограничить и эти пути: попавшего в плен воина следовало выкупить, а если для этого не хватало средств, необходимую сумму должно было дать дворцовое хозяйство, т.е. казна. Срок же долгового рабства не должен был превышать трех лет – после этого срока должник освобождался, а долг считался погашенным.
Отдельно хотелось бы остановиться на судьбе самих рабов и, как странно бы это ни звучало, на их правах. Рабы имели право на семью и хозяйство, их дети становились свободными. Рабы, оказавшиеся во владении общинных групп, обычно включались в состав семьи; в случае, если раб попадал к частному собственнику, последний нес ответственность за него и его жизнь. Такое отношение в целом характерно для Древнего Востока, где в рабе видели прежде всего человека, а не производственную силу.
Рабство было распространено и в доисламской Аравии. Там рабами в основном были чернокожие африканцы, хотя среди них были и люди из других регионов. Уже к моменту начала ниспослания Корана рабство было тотально распространено во всем мире. Все мировоззрение древнего мира, социальные отношения, военная сфера, экономика и другие институты были неразрывно связаны с институтом рабства. Именно поэтому полная и окончательная его отмена лишь в одном регионе или государстве была в то время невозможной.
Свобода, подаренная Аллахом
В шестом веке нашей эры исламская религия провозгласила, что превращать кого-либо в раба запрещено. С того времени ни один человек не имеет права отнимать у другого свободу, которую даровал ему Аллах. С того момента была ограничена возможность приобретения новых рабов, запрещено обращение в рабство за долги. С тех пор рабами могли стать только военнопленные, захваченные на поле боя.
Но и здесь рекомендовалось по возможности избегать обращения людей в рабство. В частности, можно было обменять пленных на мусульман, пребывающих в плену у неприятеля, либо же освободить их после получения за них выкупа. Безвозмездное же освобождение этих людей было невозможным, так как в этом случае ущемлялись права тех мусульманских воинов, которые, жертвуя своими жизнями, захватывали неприятеля в плен, в то время как их родственники были обращены этим неприятелем в рабство.
Несмотря на то что рабы были собственностью своих хозяев, последние были обязаны хорошо относиться к невольникам и быть гуманными с ними: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей и делайте добро родителям, родственникам, ... и невольникам, которыми овладели ваши десницы...» (Коран, 4:36).
Кроме этого, освобождение раба являлось богоугодным делом. В исламском праве часто предписывается освободить раба в качестве откупа за совершенный грех.
Рабы имели право на исповедание своей религии. Мусульманами они могли становиться только по своей воле. Их насильственное обращение в Ислам запрещалось. Религиозные обязанности раба, принявшего Ислам, были точно такими же, как у свободных людей. Однако в связи с социальным положением и правовыми ограничениями они освобождались от выплаты обязательного налога закят и от паломничества в Мекку (хадж).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) постоянно побуждал к справедливому отношению к рабам. Сообщается, что Абу Наджих аль-Ирбад бин сирин сказал: «(Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение) обратился к нам с увещеванием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слезы, и мы сказали: «О посланник Аллаха, это похоже на увещевание прощающегося, так дай же нам наставление!» Он сказал: «Вот вам мое наставление: бойтесь Всемогущего и Великого Аллаха и слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб».
Современное рабство
В современном мире, несмотря на все декларации прав человека, рабство существует в гораздо более крупных масштабах, чем в древности, и в более уродливых формах – поскольку официально это явление даже не признается, а потому прав современные рабы не имеют никаких.
На сегодняшний день точное количество рабов в мире неизвестно. В 2005 году ООН пришла к выводу, что каждый год в рабство попадают около 700 тыс. человек, Госдепартамент США годом позже назвал схожую цифру - от 600 до 800 тыс. человек. Организация Human Rights Watch считает, что реальное число ежегодно продаваемых в рабство людей достигает 800-900 тыс. По оценкам Центра безопасности человека (ныне действует при университете Саймона Фрэзера в Ванкувере, Канада), ежегодно в рабство продается до 4 млн. человек.
По оценкам Международной организации миграции за 2005 год, в Беларуси, Болгарии, Молдове, Румынии и Украине в сети работорговцев ежегодно попадают 225 тыс. человек. До этого считалось, что число жертв торговли людьми в Европе в целом составляет 200 тыс. человек. Исследование МОМ позволило сделать вывод, что эти оценки значительно занижены.
Международная организация труда в 2006 году опубликовала доклад, согласно которому принудительным (то есть, фактически рабским) трудом в мире занимаются 12,3 млн. человек. Есть еще более шокирующие оценки. Эксперты организации Anti-Slavery утверждают, что в современном мире насчитывается до 200 млн. рабов.
Нам известно, что наши соотечественницы становятся жертвами сексуального рабства, когда их манит легкий заработок в качестве «аристократок» кабаре. Горничные и кухарки фактически находятся в таком же положении. В основном, это женщины, часто бедные и необразованные, которые подвергаются издевательствам и которым некуда обратиться за помощью. У себя дома эти девушки живут в бедных семьях, где каждая копейка на счету, где будущее туманно и бесперспективно.
Вызывает тревогу и то, что на «заработки» стремится уехать в основном молодежь. Если кто-то из них потом и возвращается, то с серьезно подорванным здоровьем: налицо проблема сохранения генофонда и национальной безопасности.
Встречается множество случаев, когда детей используют в качестве доноров человеческих органов и тканей для проведения незаконных операций. В настоящий момент примерно 300 тыс. детей используются в качестве солдат в примерно 30-ти конфликтных регионах по всему миру.
Участились случаи, когда в рабство попадают мужчины, пытающиеся найти работу за рубежом через посредников. Такие «работодатели» отбирают у них документы, отказываются платить за работу, ограничивают свободу передвижения и часто избивают, чтобы подавить волю к сопротивлению.
А сколько людей, взяв что-либо в кредит, не могут спать спокойно. Народ Европы протестует, так как банки держат их в кредитном рабстве.
Так что же лучше? Включить терпение и свой активный труд, набраться сил, поставить цель зарабатывать дозволенным путем, уповая во всем на Всемогущего и Всесильного Аллаха, или пойти на поводу сладкой приманки?
Посмотрите, как активно используя СМИ, фильмы, клипы, рекламные ролики, глянцевые журналы, мир шоу-бизнеса и звезд, финансовая система бесконечно популяризирует материальные ценности, призывает следовать сиюминутным страстям!
Исламский закон (шариат) пришел с тем, чтобы оградить нас от соблазнов, искушений и других препятствий, стоящих на пути к удовлетворению насущных потребностей разрешенными средствами. Говоря о страстях, Всевышний Господь подчеркивает: «Аллах желает принять ваши покаяния, а потакающие своим страстям желают, чтобы вы сильно уклонились в сторону. Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан слабым» (Коран, 4:27-28).
Финансовая система умышленно создает мир абсолютного комфорта, роскоши и потребительства, придумывая для человека бесчисленное множество ненужных вещей, без которых он раньше великолепно обходился, и тут же убеждает его в том, что теперь он просто не может без них существовать. Финансовая система существенно завышает ценность и стоимость этих вещей и начинает спекуляцию на наших желаниях: она манит этими вещами, демонстрирует их роскошь, убеждает, что обладание всем этим — показатель успешности.
Если уж все это не рабство, то что тогда?
Если исламская цивилизация поборола феномен рабства еще 1400 лет назад, то современный западный мир только начинает искать подходы к решению этой проблемы. После длительных столетий порабощения и несправедливости лишь в 1953 году в Организации Объединенных Наций был заключен специальный протокол об освобождении рабов и запрете рабства, однако не были предприняты действия для его прекращения.
Как бы печально это ни было, но рабство все еще с нами. Здесь, сегодня и сейчас. Кто-то этого не замечает, кто-то не хочет, кто-то очень старается, чтобы все так и оставалось.
В заключение хотелось бы задать читателю вопрос: можно ли сравнивать вышесказанное с учением Ислама, которое заявило о себе еще почти полторы тысячи лет тому назад?
|