Газета "Наш Мир" br>Погрузка муки в ноябре составила, по данным АО «НК «Қазақстан темiр жолы», 367,9 тыс. тонн. В том числе внутриреспубликанские погрузки составили 57,9 тыс. тонн, отгрузки муки на экспорт составили 310,0 тыс. тонн. Если же к этому объему добавить объемы, поставленные на экспорт автотранспортом, то можно предположить, что общие объемы отгрузок на экспорт в ноябре превысили 320-325 тыс. тонн муки.
Отметим, что это рекордный объем отгрузок муки на экспорт за всю историю отечественного мукомолья.
Из общего количества муки, отгруженной на экспорт в ноябре, больше всего отгружено с предприятий НОД - 2 (Костанай - 109,0 тыс. тонн), на втором месте - НОД - 9 (Шимкент - 75,6 тыс. тонн), на третьем месте - НОД - 1 (Астана - 66,0 тыс. тонн), далее - НОД -4 (Караганда - 33,2 тыс. тонн).
Общие объемы отгрузок зерна и муки (в пересчете на зерно) за ноябрь составили более 1.267 тыс. тонн.
В «Қазақстан темiр жолы» объясняют отсутствие зерновозов невозвратом вагонов. АО «НК «Қазақстан темiр жолы» в ноябре т.г. отгружено зерна 1272,2 тыс. тонн. В том числе по РК - 418,7 тыс. тонн, на экспорт - 853,5 тыс. Из общего количества зерна, поставленного на экспорт, наибольшее количество поставлено в Азербайджан (216,6 тыс. тонн), далее следуют Узбекистан (117,9 тыс. тонн) и Россия (и далее -110,0 тыс. тонн).
В числе назначений, в которые также отгружено зерно, - Грузия, Прибалтика, Украина, Кыргызстан, Таджикистан, Иран. В сообщении КТЖ отмечается, что в направлении Китая отгружено в ноябре 2 тыс. тонн.
Но столь массовые отгрузки зерна и муки сразу привели к скоплениям вагонов в местах назначения, отмечается в сообщении КТЖ. Как результат - введение запретов на отгрузки.
По состоянию на 1.12.11. только на направлении Хайратон скопилось 4694 вагонов, в том числе 903 (около 58 тыс. тонн) - мука, 333 - зерно (более 21 тыс. тонн). За сутки подано на станцию Хайратон под разгрузку 210 вагонов, убрано со станции - 209 вагонов.
Простой арифметический расчет показывает, что при такой интенсивности разгрузки полное решение проблемы можно ожидать лишь через три недели. Это при условии, что не будут подаваться новые вагоны.
Перед станцией Сары-Агаш скопление вагонов - около 6700 единиц, мука и зерно среди них занимают не последнее место, отметили в КТЖ.
В соответствии с первоначальным планом отгрузок было запланировано отгрузить в ноябре т.г. не менее объемов ноября 2009 года (166,7 тыс. тонн). Как видим, «Казахстан темир жолы» удалось изменить эти планы, произвести перераспределение вагонов в пользу мукомолов. Но проблема, как видим, намного шире.
«Складывается впечатление, что допустимые объемы отгрузок, при которых не наблюдается проблем с выгрузкой муки, - не более 250 тыс. тонн в месяц. Грузим больше - имеем проблемы с невозвратом вагонов (в лучшем случае), или же с конвенционным запретом (то, что мы имеем). Иными словами - не в АО «НК «Қазақстан темiр жолы» дело», - подчеркнули в компании.
Как ранее писало ИА «Казах-Зерно», в адрес нашей редакции неоднократно поступали жалобы на невозможность получить зерновозы для отгрузки своей продукции от казахстанских товаропроизводителей.
В частности, мукомолы из Шымкента - Ассоциация «Астық өнімдері» - на грани закрытия из-за отсутствия вагонов и возможности отправлять муку. «С 27 октября т.г. по грузовой станции Шымкент распоряжением Минтранса выделяются 8 крытых вагонов на всё про всё. Это и на мукомолов, на маслопереработчиков, и на цементников - на всех грузоотправителей. Тогда как потребность для бесперебойной отгрузки муки только для предприятий Ассоциации «Астық өнімдері» (это крупнейшие производители муки в ЮКО) требуется не менее 30 вагонов в сутки.
В условиях недостатка зерновозов, крытых вагонов и большого количества покупателей, на всех перевалках махровым цветом цветет коррупция, цены на зерно снижаются - обесценивая усилия крестьян - производителей зерна», - отмечается в сообщении мукомолов.
|