Киргизия
После достаточно успешного запуска Таможенного союза (ТС) практически с первых месяцев функционирования интеграционного проекта встал вопрос: какие еще постсоветские страны присоединятся к "таможенной тройке"?
Самым вероятным кандидатом на присоединение к таможенной тройки была практически сразу названа Киргизия.
Правительство республики еще в апреле этого года создало межведомственную комиссию для изучения положительных и отрицательных сторон вхождения в ТС. В мае же Бишкек официально объявил о своем решение о вхождении в ТС, и по условиям присоединения Киргизии к ТС начались активные переговоры. Практически сразу Бишкек заявил о необходимости предоставления ему преференций внутри интеграционного объединения. В октябре во время переговоров глав правительств стран ЕврАзЭС принято решение о вступлении Киргизии в Таможенный союз, создана рабочая группа.
На каких преференциях настаивает Киргизия? Прежде всего, это закрепление временной отмены вывозной пошлины на российскую и казахстанскую нефть и нефтепродукты. Киргизия и Таджикистан как члены СНГ с 1995 года получали российское топливо без пошлин на основании протоколов к межправительственным соглашениям о создании в Содружестве зоны свободной торговли (ЗСТ) (как известно, соглашение от 1994 года о создании в Содружестве ЗСТ так и не было ратифицировано Россией).
Но с 1 апреля 2010 года российские таможенники, в рамках подготовки к принятию единого Таможенного кодекса ТС, начали взимать пошлину при вывозе нефтепродуктов в Киргизию, а с 1 мая - и в Таджикистан. Как следствие - поставки ГСМ в Киргизию из России резко сократились. Так, до 2010 года Киргизия закупала до 3 миллионов тонн российского топлива в год, то в 2010 году экспорт в Киргизию упал более чем в три раза - до 900 тысяч тонн различных нефтепродуктов. Примечательно, что до трети поставок российских ГСМ приходилось на авиакеросин, львиная доля которого предназначалась для снабжения авиабазы США "Манас". Как известно, Россия с 1 января 2011 года временно отменила пошлины на экспорт нефтепродуктов в Киргизию. В июле 2011 года Киргизия и Таджикистан обратились в правительство России с просьбой обнулить экспортные пошлины на бензин. В итоге Бишкек сейчас пользуется такими же условиями беспошлинных закупок российских ГСМ, как и страны Таможенного союза - Белоруссия и Казахстан. Однако эта льгота носит временный характер, и может быть не продлена в 2012 и последующих годах.
Киргизия настаивает, чтобы льгота по отмене вывозной пошлины на нефть и ГСМ приобрела бессрочный характер еще до присоединения Бишкека к ТС. Второй вопрос - ослабление режима ввоза товаров народного потребления, прежде всего, китайского производства на территорию ТС. Киргизские предприниматели считают, что их страна, живущая во многом за счет реэкспорта привезенного из Китая дешевого товара, получит от ТС только вред. Ведь с вхождением в ТС Бишкек будет вынужден вести на импорт китайских товаров тарифы Таможенного кодекса ТС, которые намного выше тех, которые сейчас действуют в Киргизии. Такие действия, по их мнению, приведут не только к утрате Киргизией своего реэкспортного потенциала, но и к резкому росту цен на эти товары внутри самой Киргизии.
По мнению Сергея Глазьева, ответственного секретаря Комиссии ТС, возможно ввести льготный период на ввоз товаров для легкой промышленности. Сергей Глазьев считает, что генеральное направление развития экономики Киргизии - переход от простой торговли к переработке, созданию товаров. "Для Казахстана в ТС действует льготный период для 80 товарных позиций: фармацевтика, нефтехимия, дорожный транспорт. За ним сохраняется право импортировать по прежним тарифам, но главное - администрирование оборотов этих товаров. РК показывает то, как это происходит. Для экономики КР необходимыми являются сырьевые товары для легкой промышленности, то есть товары, из которых шьют одежду и которые ввозятся в страну не для перепродажи", - подчеркнул Сергей Глазьев.
Однако в процессе подключения к ТС Бишкеку придется решать вопросы не только с Москвой, но и Астаной (с Минском больших противоречий у киргизской стороны нет).
Казахстан весьма настороженно относится к перспективе вхождения Киргизии в интеграционный проект, хотя старается официально не акцентировать свою позицию. В первую очередь это связано с нежеланием Астаны отказываться от хорошо оборудованной казахстанско-киргизской границы. Для этого есть и политические, и экономические резоны. Астана боится импорта нестабильности из сопредельной республики. Есть и экономические причины - желание защитить свой внутренний рынок от продовольственной продукции из Киргизии. Недавно Казахстан снова наложил запрет на ввоз мяса и молока из Киргизии. Одновременно с этим ограничена поставка растительного масла, произведенного в Киргизии. Также Астана фактически закрыла свой рынок для киргизской кондитерской продукции, повысив на 40% ввозные таможенные пошлины. Вряд ли Бишкек сможет изменить отношение Астаны к идее членства Киргизии в ТС без активной поддержки Москвы.
Москва в свою очередь может и должна выдвинуть условием поддержки присоединения Бишкека к интеграционному проекту надежное обустройство внешней границы Киргизии как внешнего контура Таможенного союза.
Таджикистан.
Как Москва, так и Душанбе весьма осторожно говорят о возможности присоединения Таджикистана к Таможенному союзу. Российский премьер Владимир Путин некоторое время назад заявил: "для того чтобы присоединение произошло, нужно, чтобы наши коллеги тщательным образом изучили все требования присоединения к этой организации и были готовы с экономической точки зрения, и с правовой, имплементировать эти правила у себя в экономике и в своей правой базе". Таджикские власти, в свою очередь, особо подчеркивают, что Таджикистан не спешит войти в ТС. Об этом на одной из встреч с журналистами летом текущего года говорил министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи, указав, что "в настоящее время вхождение республики в ТС не является эффективным в связи с отсутствием общих границ с членами этой организации". Таджикистан может анализировать и принимать решение о членстве в Таможенном Союзе лишь после вхождения соседней Киргизии, который одновременно является членом Всемирной торговой организации (ВТО)", - подчеркнул тогда глава МИД. Таджикистана. Но теперь речь идёт о вступлении Киргизии в ТС и становится очевидным, что вовсе не её отсутствие в ТС является настоящей причиной "сомнений" Таджикистана, а его неспособность "имплементировать", в том числе - неспособность и фактически нежелание создать надёжную внешнюю границу с Китаем и Афганистаном.
Но для Таджикистана, как и для Киргизии, крайне важно добиться отмены вывозных пошлин на российские нефтепродукты (доля России в их поставках достигает 90 процентов). Переговоры о снятии вывозной пошлины идут с июля 2011 года, но пока они не дали никаких результатов. С начала текущего года бензин на внутреннем рынке Таджикистана подорожал на 40%, что сказалось на уровне инфляции. Таджикская сторона пытается увязать проблему отмены вывозных пошлин не с присоединением к ТС, а с вопросом передачи российской стороне военно-воздушной базы "Айни". Демонстративный скепсис по отношению к ТС таджикские власти, отправившие на трудовой рынок стран ТС 1.500.000 мигрантов, чьи семьи лишены куска хлеба у себя на родине, объясняют... озабоченностью судьбой мелкого и среднего бизнеса в стране. По их мнению, таджикские предприниматели в условиях открытого рынка просто не смогут конкурировать с бизнес-структурами из России и Казахстана и местных предпринимателей ждет неминуемое разорение. Также аргументом против присоединения к ТС служат возможные потери бюджета от снижения ввозных пошлин - в Таджикистане они значительно выше, чем в странах Таможенного союза.
Но все-таки, видимо, существует и другая причина: Душанбе не хочет допустить контроля ТС на внешних границах Таджикистана. В случае присоединения к ТС Душанбе будет обязан допустить представителей России на свои границы, прежде всего на на границу с Афганистаном, и ввести общую для ТС систему администрирования грузов. Для нынешней политики властей страны это, по-видимому, смертельно.
Стоит также отметить, что подключение к ТС Киргизии и Таджикистана не решает для этих стран крайне важной для них проблемы - либерализации режима миграции граждан этих стран в Россию и Казахстан. Свободное движение рабочей силы предусмотрено только в рамках создаваемого ЕЭПЕврАзЭс. Уже сейчас ясно, что процесс присоединения Киргизии к ТС (о членстве Таджикистана в этой организации пока говорить рано) будет сопровождаться долгим торгом за предоставление Бишкеку преференций в Таможенном союзе. И это значит, что готовность поступиться таким символом суверенитета и "независимости", как открытая всем ветрам контрабанды, наркоторговли и терроризма граница, ещё очень не скоро станет условием финальной сделки. И стороны останутся при своих козырных картах: с одной стороны, это - огромный рынок, работа, ГСМ, с другой - мигранты, контрабанда, наркоторговля и терроризм.
Иннокентий Адясов