Когда 20 лет назад молодые свежеиспеченные европейские демократии толпой рванулись в Цивилизованную Европу, их жители мечтали как можно скорее приобщиться к истинным европейским ценностям и традициям. Что ж, по прошествии лет их желания начинают в полной мере реализовываться..
В Венгрии бездомных приравняли к преступникам
В Венгрии вступил в силу новый закон, согласно которому отсутствие постоянного места жительства отныне будет наказываться штрафом в размере примерно 600 долларов США или тюремным заключением.
Члены парламента от правящей партии консерваторов предложили правовое регулирование, мотивируя его необходимость тем, что Будапешт не может больше справляться с большим количеством бомжей на улицах.
Противники этого регулирования, среди которых - благотворительные организации для бездомных, утверждают, что оно не может быть приведено в исполнение, а количества приютов для бездомных недостаточно.
По некоторым данным, до 10 тысяч человек в столице Венгрии не имеют крыши над головой.
Принятая в прошлом месяце подавляющим парламентским большинством поправка к кодексу о местном самоуправлении подразумевает, что лица, ночующие на улице, на первый раз после задержания отделаются предупреждением.
При повторном задержании они могут быть заключены под стражу или оштрафованы.
Говоря проще, это штраф за бедность. Бедность в цивилизованной Европе вновь начинает становиться преступлением. Как это уже было несколько сотен лет назад.
Хотите узнать, какие законы действовали тогда против бедняков?
В английском законе 1495 г. правительство довольствовалось тем, что осуждало бродяг и нищих на тюремное заключение на срок не более трех дней и трех ночей. В тюрьме их содержали в колодках на хлебе и воде. Наказывать нищих должны были местные власти: шерифы, мэры, констебли и т. д.
Неработоспособным нищим предписывалось находиться в том районе (сотне), где они жили последнее время, и не просить милостыню за его пределами.
По акту 1530 г. старые и неспособные к труду нищие получили разрешение собирать милостыню при наличии особого письменного свидетельства. Работоспособных же нищих закон предписывал наказывать тюрьмой и плетьми. С них брали клятву, что они вернутся на родину и возьмутся за труд. Никаких мер для помощи им не принималось.
По акту 1536 г. нищие, не имеющие свидетельства, должны были подвергаться бичеванию или же заключаться в колодки на трое суток. Работоспособных бродяг мировой судья приговаривал к тому, чтобы в ближайший рыночный день их везли через весь город, бичуя до крови, и брал с них клятву, что они вернутся на родину и начнут работать; в случае вторичной поимки бродяга снова подвергался наказанию и у него отрезали пол-уха. Если бродяга попадался в третий раз, его казнили.
Одновременно в акте 1536 г. впервые встречается попытка задержать рост бродяжничества и нищенства путем предоставления заработка всем способным к работе беднякам, но приискивать работу для бедных должны были городские и приходские власти.
В первые годы царствования Эдуарда VI бродяжничество настолько усилилось, что правительство вынуждено было принять еще более энергичные меры. В связи с этим при короле была создана специальная комиссия из 24 членов, которой поручалось расследовать вопрос о бродяжничестве и бедняках. Комиссия установила различные категории бедняков и решила учредить следующие заведения: 1) госпиталь «серых братьев» для первой категории бедняков и школу для детей; 2) госпитали св. Фомы в Саутварке и св. Варфоломея в Западном Смитфилде (на 200 человек) и 3) Брайдуэлл — нечто вроде тюрьмы с принудительным трудом — для бродяг третьей категории. Для разорившихся домовладельцев комиссия установила обязательную помощь прихода.
Но размеры всего этого были ничтожны и основным лекарством по-прежнему оставались плети. Обстановка накануне восстания Роберта Кета была такова, что в 1547 г. был издан новый закон против бродяг и нищих. В нем говорилось, что статут 1536 г. не выполняется.
«Из ложного сострадания ленивые бродяги лишь изредка подвергаются бичеванию и никого из них не вешают, а поэтому отныне у них на груди надлежит выжигать букву V и их самих отдавать состоятельным соседям на два года в рабство. Новый хозяин должен давать им лишь хлеб, воду и мясные отбросы, сколько сочтет необходимым, чтобы они могли работать. Такие рабы частных лиц должны носить на шее, руках и ногах железные кольца. Если не находится никого, кто пожелал бы взять бродягу в рабство, его следует переслать в родной город или приход с тем, чтобы он там работал в цепях на дороге или на мосту.Если же он будет отказываться от работы, то ему следует выжечь на лбу или на щеке клеймо S и отдать в пожизненное рабство. Если он и в этом случае не пожелает работать, то его следует повесить.
Если же, бедняк что-нибудь заработает или унаследует какую-нибудь собственность, его должно освободить».
Этот пункт особенно интересен, так как он показывает классовую сущность законодательства о нищих и бродягах, основное преступление которых — бедность. Если у них появляется какая-нибудь собственность, они уже более не угрожают безопасности имущих классов и государство не имеет к ним никаких претензий.
Статут 1547 г. вводил пункты, касающиеся детей: он предписывал городским и приходским властям, констеблям и мировым судьям забирать от нищих родителей всех детей от 5 до 13 лет и отдавать их в обучение земледелию или ремеслу, чтобы затем они могли поступить на работу. Судьбу детей легко можно себе представить, если учесть, что тот же закон предписывал наказывать их в случае непослушания плетью.
В. Штокмар "История Англии в Средние века".
Кстати, просуществовали работные дома вплоть до первой половины ХХ столетия.
Скажете, бедняков пока не отправляют принудительно в работные дома? Ну так ведь все еще впереди. Кризис по-настоящему еще и не начинался. Думается, что скоро граждане Старой и Новой Европы увидят и новые работные дома и лагеря для "не вписавшихся в рынок" и многое другое, что многие сотни лет составляло истинную суть капитализма.
И не надо плакаться, граждане молодых европейских демократий. Вы ведь сами хотели приобщиться к прелестям капитализма? Ну вот и приобщайтесь. А если вы не вписались в рынок – значит, сами виноваты.