Тональность дискуссии между Москвой и Вашингтоном вновь приобретает холодные оттенки. Президенты обеих стран в последнее время разразились чередой пока ещё корректных, но достаточно жёстких заявлений. Безусловно, держа в уме все объективные стороны этой проблемы, нужно трезво понимать, что предвыборный фактор решает очень многое.
В следующем году и Россия, и США будут избирать нового главу государства, и воинственные месседжи относительно внешней политики, как ни странно, в большей степени адресованы внутренней аудитории, то бишь - электорату. Помня об этом, попытаемся всё же проанализировать предметную суть.
Предыстория куда более глубокая, чем кажется. Всё началось с того, что американский Госдепартамент объявил, что США отказываются предоставлять России данные о своих силах в Европе, аргументируя данное решение нежеланием нашего государства выполнять положения Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Вашингтон прекратил выполнение ряда обязательств в рамках ДОВСЕ после того, как Россия в 2007-м приостановила имплементацию договора в отношении остальных государств.
В американском Белом доме отметили, что готовы соблюдать условия договора применительно ко всем странам за исключением России. В частности, в Вашингтоне пообещали выполнять ограничения относительно количества обычного вооружения. Практически в то же время власти Великобритании аналогично продекларировали выход из ДОВСЕ применительно к России. В Лондоне заявили, что намерены приостановить обмен с Россией военной информацией в рамках Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
Напомню, что Россия действительно ввела мораторий на выполнение ДОВСЕ летом 2007-го года. Произошло это ввиду того, что соглашение не было ратифицировано ни одной из стран, входящих в НАТО. Дело тут вот в чём.
Судьбоносный договор был явлен миру 19-го декабря 1990 года в Париже, при участии полномочных представителей 16 государств - членов НАТО, а также шести государств - участников Организации Варшавского договора. Соглашение начало действовать 9-го ноября 1992-го.
Договор об обычных вооруженных силах в Европе ставил своей целью уравновесить военную мощь двух военно-политических блоков на более низком, безопасном уровне. Одновременно ограничивались возможности размещения обычных (неядерных) видов вооружения в непосредственной близости от «вражеских» границ, сводя к минимуму угрозу внезапного нападения и осуществления крупномасштабных боевых действий в неспокойном Старом Свете.
В апреле 2007-го президент Владимир Путин сделал заявление о возможном моратории на исполнение Россией предписаний договора, мотивировав это планами США расположить в Чехии и Польше объекты системы ПРО. А уже спустя несколько месяцев Путин подписал соответствующий указ.
Введённый Россией мораторий засвидетельствовал следующее: приостанавливается взаимное инспектирование военных объектов и обмен информацией о перемещении воинских частей и боевой техники в европейской части нашей страны. Ну и, разумеется, Россия перестаёт быть связана какими-либо количественными ограничениями.
Наша страна достаточно ясно выразила свою позицию: мораторий будет действовать до тех пор, пока страны - члены Североатлантического альянса не соизволят ратифицировать соглашение и не начнут его добросовестно выполнять. Мотивация выражается ещё и в том, что государства НАТО проигнорировали условия принятого в 1999-м году обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации.
А ещё решение Москвы обусловлено отказом Эстонии, Литвы и Латвии, влившихся не так давно в Североатлантический блок, соблюдать обязательства в соответствии с ДОВСЕ. Итого что всё это значит?
В непосредственной близости от северо-западной границы нашей страны выкристаллизовались территории, которые, во-первых, никак не регулируются нормами ДОВСЕ. А во-вторых, столь желанное за океаном размещение военных объектов у России под боком только лишь усиливает напряжённость, ставя под вопрос безопасность нашей страны.
Особый «пункт разногласий» с Западом - присутствие российских сил на территории Абхазии, Южной Осетии, а также Приднестровья. Лондон и Вашингтон отказались от ратификации обновленного ДОВСЕ в том числе спекулируя на том, чтобы Москва вывела свой военный контингент с означенных территорий. Отнюдь не случайно, что заявления американцев по поводу ДОВСЕ прозвучали в тот момент, когда делегация конгрессменов визитировала Тбилиси.
С формальной точки зрения этот визит был приурочен к очередной годовщине «Революции роз», следствием которой стало пришествие Михаила Саакашвили. Представители Конгресса США сделали достаточно странное заявление, пообещав в начале будущего года принять некую декларацию в поддержку Грузии. Дескать, в принятом документе будет наличествовать факт оккупации территорий Абхазии и Южной Осетии. А ещё американские парламентарии якобы потребуют от России выведения военного контингента.
Таким образом, становится очевидно, что разногласия по ДОВСЕ напрямую связаны с вероятным размещением элементов американской ПРО в Европе, а также с соглашением о стратегических наступательных вооружениях. И отделить одно от другого попросту возможно.
В своём недавнем манифесте Дмитрий Медведев ясно дал понять, что если по вопросу ПРО компромисса достичь не удастся, ответной мерой России будет объявление о выходе из договора СНВ.
На каких условиях и в какой конфигурации выработать новый военно-стратегический баланс - над этим сейчас ломают голову и у нас, и за океаном. В Вашингтоне уже поспешили заявить, что тактическое оружие необходимо «зафиксировать» новым договором.
Накануне президентской кампании президент Обама и его окружение сильно опасаются, что «ястребиное крыло» республиканцев обрушится на Белый дом с массированной критикой - мол, национальный ядерный арсенал резко сокращается, при этом Россия свой собственный боевой потенциал заметно наращивает. В Вашингтоне побаиваются того, что когда-нибудь это может обеспечить Москве перевес в тактическом ядерном оружии.
Итак, что в итоге? Россия продекларировала готовность ввести в действие ракетные комплексы «Искандер» - причём не только на территории Калининградской области, как было заявлено первоначально, но и в Краснодарском крае, а также в Белоруссии. Это произойдёт, если стороны не сумеют договориться о взаимовыгодном варианте касательно системы ПРО в Европе.
Это будет адекватный ответ, который позволит нивелировать угрозы российским стратегическим силам в случае расположения элементов противоракетной обороны близ наших границ. Также не исключается вероятность усиления космического сегмента российской системы предупреждения о ракетном нападении.
Милитаристская политика не выгодна ни нам, ни Штатам. Она не решает насущных проблем, при этом поглощает громадные ресурсы, ослабляет экономику. Единственный выход - прийти к максимально возможному компромиссу, исключив взаимные обвинения и упрёки. Ну, или по крайней мере - заморозить проблемную тему до лучших времён, кои настанут после президентских выборов в России и США.