На обложке книги "Полеты божьей коровки" – четки из красных бусин с черными пятнышками. Внутри – два живых русских католика. Телеведущая – известная, в том числе достаточно, чтобы после крещения ее позвали в овеянную мифами католическую организацию Opus Dei ("Дело Божье").
Католический священник – уроженец Владимирской области, сын не слишком верующего отца и православной матери, историк по первому образованию, а ныне – монах ордена августинцев Успения и бакалавр богословия, живет и служит в Канаде. У каждого из этих людей был свой путь в католическую церковь; однажды на этом пути они познакомились, отец Эдуард Шатов стал духовником Ольги Бакушинской, а потом они написали книгу – в основном разговаривая в скайпе.
Вопросы и ответы о вере – так пишут катехизисы (изложения вероучения), но это не тот случай. Во-первых, возможен ответ "не знаю": перед нами все же молодой священник, а не папа римский. Во-вторых, вопросы не только и не столько о догматике, сколько о практике, в том числе о церковных кулуарах и межличностных коллизиях.
Заодно о том, почему в католической церкви (да, тоже) берут деньги за крещение, может ли молодая католичка одеваться в стиле эмо и каждый ли российский католик поляк (если у кого-то остался этот стереотип после того, как он прочитал об авторах книги). Конечно, и о смерти, которой духовник советует не бояться, а чадо все равно боится до ужаса.
Большая часть книги – о любви. О духовной тоже. Как прощать, стоит ли восстанавливать дружеское общение после предательства – но по количеству страниц лидирует эрос. "У католиков очень много подавленной сексуальности", пишет Бакушинская, и сыплет вопросами на эту тему: почему девушки часто влюбляются в давших обет безбрачия священников, дозволителен ли секс вне брака, можно ли причащаться тем, кто женился повторно, и даже почему педофилия священника "лучше продается на информационном рынке", чем педофилия маргинала. Рассказывать ли на исповеди, с кем именно и в какой позе ты изменил супругу? Доходит до теории о сексуальном влечении в раю: может, оно сохраняется, иначе какое блаженство?
Приход Ольги Бакушинской к католической вере, кажется, очень характерен для России. На экскурсии в храме на Мальте "я присела на лавочку и посмотрела на обшитую бархатом скамеечку для коленей. Мне показалось таким естественным опуститься на эту скамеечку. Перекреститься слева направо..."
Так приходят в римскую церковь многие русские: бритые аккуратные священники, скамейки в храмах, вежливость. Потом выясняется, что на службе только треть времени проводишь сидя, треть – стоя, а треть – на коленях, и бархат не означает, что это не жестко. Проходит воодушевление первой влюбленности в веру. Правда, у Бакушинской было другое: "жгучее чувство призыва, манящей тяги", хотя в тот момент она "меньше всего думала о Боге, ибо он в отличие от католических храмов и католиков казался мне сущей абстракцией". Теперь, через годы "стажа в католичестве", после слов "я никогда не собиралась выносить на всеобщее обозрение эту часть своей жизни", она может сказать: "Меня звал туда Христос, и я его там встретила". Главное – дочитать разговор до этого вывода.