Текст представляет собой расшифровку телесюжета.
К нам поступили срочные новости, связанные с угрозой со стороны Ирана. Мы сейчас ожидаем новый доклад от агентства ООН, занимающегося вопросами ядерного контроля. Предполагается, что он подтвердит: Иран овладел технологиями, необходимыми для создания ядерного оружия.
Насколько они к этому приблизились – это совершенно другой вопрос. К нему мы вернемся через минуту. Вместе с тем появляются все новые доказательства того, что Запад ведет скрытую войну с Ираном.
С нами директор по научно-исследовательским работам Вашингтонского института ближневосточной политики и эксперт по региону Патрик Клоусон. Патрик, если начать с общего, в чем вообще смысл этих докладов? Почему они важны?
ПАТРИК КЛОУСОН, Вашингтонский институт ближневосточной политики: Очевидно, Иран приближается к созданию довольно современного ядерного оружия, которое как раз поместится в ракетной боеголовке.
Какое-то время мы полагали, что Иран разрабатывает технологию ядерного оружия, но столь современный тип, называемый устройством имплозивного типа, сильно приблизит Иран к созданию оружия, которое можно уместить на ракете-носителе.
Можно ли сказать, что это поворотный момент?
ПАТРИК КЛОУСОН: Ну, это нельзя назвать хорошей новостью. Каждый день мы получаем новые свидетельства того, что Иран все ближе к созданию ядерной бомбы. Вопрос в том, когда мы будем обеспокоены на столько, чтобы отказаться от нашей скрытой войны и перейти к более активным военным действиям?
Как ведется эта скрытая война? Что на самом деле происходит за кулисами, и чего мы можем просто не замечать?
ПАТРИК КЛОУСОН: Компьютерный вирус Stuxnet. Не исключено, что будет еще один вирус Stuxnet2.0. Его атака была отражена. Был один известный иранский ученый-ядерщик, который показался в Вашингтоне, а затем вернулся, что было совершенно глупо с его стороны. В Тегеране произошли убийства главных ученых-ядерщиков, которые, очевидно, погибли от рук израильтян. Были многочисленные диверсии. Правительство США признало, что оно было вовлечено в организацию этих диверсий. Боле того, было предпринято множество попыток помешать Ирану заполучить ключевые компоненты, которые необходимы для реализации его ядерной программы.
Чрезвычайно интересно! А мы в этой скрытой войне побеждаем? Соединенные Штаты побеждают или нет?
ПАТРИК КЛОУСОН: Ну, Иран занимается разработкой ядерного оружия уже 23 года и всё еще не достиг цели.
Итак, Патрик… простите, что прерываю, но прошло 23 года – и сейчас мы ждем еще одного доклада контролирующего органа ООН. В этом интервью вы уже говорили о поворотном моменте, когда наши опасения будут слишком сильны и вся ситуация будет на грани… Как по-вашему, близок ли этот момент? И если да, то имеет ли значение: будет этот доклад или нет?
ПАТРИК КЛОУСОН: Ну, вопрос в том, можем ли мы вести усилить свою скрытую войну. Можем ли мы замедлить темпы ядерной программы Ирана, одновременно с этим ускорив темпы развития их демократии? Никто из нас не ожидал, что Каддафи свергнут так быстро. Будем надеяться, что иранский народ сможет свергнуть эту Исламскую Республику, которая ему явно не нравится.
Россия и Китай опубликовали в New York Times заявление о том, что не хотят, чтобы этот отчет все-таки увидел свет. Они считают, что подобный отчет загонит Иран в угол. Очевидно, что Россия и Китай собираются сотрудничать с Ираном в различных областях. Вы в это верите? Вы тоже считаете, что такой отчет менее продуктивен, чем, к примеру, более жесткая политическая позиция со стороны США? Или же, по-вашему, заявление России и Китая политически мотивировано?
ПАТРИК КЛОУСОН: Задача технических экспертов этого агентства ООН, МАГАТЭ, состоит в том, чтобы рассказать все как есть. То есть устанавливать политический курс – не их дело, их задача рассказать нам, что происходит. В агентстве работают уважаемые ученые, которые умеют докопаться до сути. Они должны просто выложить факты на стол, а уж потом мы будем решать, что с ними делать.
И неважно, почувствует ли себя Иран загнанным в угол, как вы сказали, ему самому решать, как реагировать.
ПАТРИК КЛОУСОН: Да, именно. Эксперты ООН должны просто рассказать нам, что происходит, а уж мы потом будем решать, как отвечать на реакцию Ирана.
На этой неделе мы еще не раз вернемся к этому вопросу. Спасибо, Патрик. Рада, что вы снова с нами.
ПАТРИК КЛОУСОН: Спасибо.
Перевод выполнен ИноТВ.