Газета "Наш Мир" br>Первые штабные учения Советской армии с имитацией применения ядерного оружия, по данным ряда экспертов, были проведены в СССР в 1951 году. То есть еще при жизни товарища Сталина, очень внимательно относившегося к вопросам обороноспособности страны — уроки 1941 года не прошли даром. Видимо, именно Сталин тогда же поставил грандиозную секретную задачу: в ближайшее время осуществить настоящие атомные учения с реальным применением ядерного оружия массового поражения.
Страшная по своей сути, но вполне выполнимая при обеспечении всех необходимых мер безопасности задача. Вскоре вождя не стало, его забальзамированное тело заняло свое место в саркофаге рядом с «учителем» Лениным в Мавзолее. Однако поставленная задача осталась, и военные о ней не забыли. Тем более по уровню своего образования и, главное, по выработавшейся за годы войны привычке легко жертвовать тысячами человеческих жизней они слабо представляли себе все трагические последствия, которые могут наступить при малейшей ошибке. Делать серьезные ошибки они совершенно не боялись! Местом проведения максимально приближенных к реальным условиям учений после долгих поисков был избран Тоцкий район Оренбургской области. - Почему именно там? — поинтересовалось у военных руководство страны. - Начиная с 1946 года территория Восточной и Западной Германии считается нашими и западными специалистами наиболее вероятным местом начала Третьей мировой войны, которая, несомненно, станет ядерной,— ответили маршалы и генералы.— Именно там могут столкнуться силы НАТО и Варшавского договора. В данном районе Оренбургской области существуют условия, наиболее близкие к Центральной Германии: рельеф местности, плотность населения и некоторые другие параметры. - Хорошо,— согласились коммунисты-руководители, готовые сделать все на благо родного народа.— Взрывайте там!
Подготовка к испытаниям проводилась более года. Завозили и собирали легкие «финские» домики для офицерского состава, устанавливали на различном расстоянии от предполагаемого эпицентра боевую технику, рассчитывали, где и как разложить обмундирование, рыли специальные щели-траншеи, в которые загоняли разных животных: овец, крыс, кроликов. И следили, чтобы они не выбрались и не разбежались. Эвакуировали часть близлежащих деревень, примерно на расстоянии 20 километров от места взрыва. На учения ожидалось прибытие маршалов Г.К. Жукова и НА. Булганина, для которых на безопасном расстоянии специально устроили наблюдательную вышку. Характерно, что представителям местной партийной власти «сверху» дали указание жителей сел никуда не вывозить и даже не выпускать с места жительства при проведении учений. Скотину предлагалось выпустить на выпас в лес, а жителям запретить уезжать и вывозить семьи. Людям предписывалось в момент испытаний спрятаться в траншеях, сверху перекрытых досками, землей, и ветками с зеленью. На каждые десять домов прикрепляли одного военного и одного партийного активиста, которые разъясняли, как правильно вести себя при взрыве: открыть все окна и двери, снять со стен портреты и картины и так далее. Но на сам взрыв ни в коем случае не смотреть. Практически все эксперты сходятся во мнении, что это делалось специально, чтобы потом иметь «материал» для изучения влияния атомного оружия на людей. По сути, это страшное преступление! Такие действия нельзя рассматривать иначе, поскольку многие из невыселенных деревень находились на расстоянии десяти километров от эпицентра ядерного взрыва. Проживавшие там люди выступали в роли подопытных для изучения поражающих способностей атомного оружия. Мало того, многим армейским подразделениям поставили задачу занять позиции в пятнадцати километрах от эпицентра, а после взрыва пройти через зараженную местность. Задача учений — «проверить бомбой» абсолютно все, чем располагает советская армия: от портянок и каши до реактивных самолетов! Естественно, все жуткое действо снималось на кинопленку.
Ядерную бомбу сбрасывали с самолета. Некоторые очевидцы позднее рассказывали, что со стороны это выглядело так, будто от фюзеляжа бомбардировщика, со всех сторон плотно прикрытого истребителями боевого охранения, отделился небольшой карандаш и полетел к земле. Ряд участников тех давних событий вспоминал: при взрыве раздался ужасающий громкий треск, какой людям никогда до этого слышать не приходилось. Вспышка света оказалась настолько яркой, что люди на время теряли способность видеть, и некоторые паниковали, считая, что уже ослепли навсегда. Однако спустя несколько минут зрение, к счастью, возвращалось .Барабанные перепонки сначала сильно вдавливало внутрь, а потом стало словно выталкивать наружу. Когда всё немного успокоилось и стало легче, в ушах еще долго стоял надоедливый гул, очень похожий на близкий звон огромных колоколов, будто отбивавших ритмичные заупокойные удары. Сам атомный гриб, который некоторые поэты называли «лиловым», хотя явно никогда воочию не видели, По описаниям переживших весь ужас эксперимента живых людей, переливался разными цветами. Среди них доминировали преимущественно два цвета — красный и черный. «Ножка» жуткого ядерного гриба казалась траурно-черной, как из печной сажи, а завившаяся «кудряшками» страшных вихрей «шляпка» имела устрашающий красно-багровый оттенок. В этом страшном грибе все перемешалось, и сразу повысилась температура воздуха. После прохождения первой ударной волны, видимо, возникло безвоздушное пространство, поскольку на некоторое время стало нечем дышать и все хватали воздух ртом, как выброшенные на берег рыбы. Самое ужасное, что часть неэвакуированных жителей некоторых деревень района, где происходили «испытания бомбой», из любопытства все-таки вышли на улицы и наблюдали за ядерным взрывом. Позднее это привело к трагическим последствиям. При взрыве стоял сильный гул и качалась земля. По команде высокого начальства артиллеристы открыли огонь из всех орудий по ядреному «грибу» — скорее всего они пытались каким-то образом разорвать «ножку» огненного столба снарядами, но, насколько известно, обстрел артиллерией никакого успеха не имел. Собирая материал для статьи библиотеки форума http://www.forum-orion.com приходилост даже сталкиваться с информацией по которой «гриб» атаковали самолеты — они тройками входили в него и, по свидетельствам очевидцев, выходили из «гриба» целыми, но абсолютно черного цвета, словно побывали в пламени ада. Впрочем, так оно и было на самом деле. Судьба отважных летчиков-смертников, выполнявших бомбежки эпицентра ядерного взрыва, осталась неизвестной. Однако вряд ли кто-то из них выжил после получения такой дозы радиации. По крайней мере, точно известно, что о «героях-пожарных» Чернобыля уже давно никто не вспоминает. А весь личный состав Чернобыльского отдела внутренних дел еще во времена Украинской ССР немедленно раскассировали, и работников раскидали по подразделениям различных городов и сел Украины — власти не хотели бесконечной череды похорон...
По мнению опытных экспертов, в полной мере судить о последствиях преступного эксперимента в Тоцком районе Оренбургской области, проведенном 14 сентября 1954 года, нельзя. В любом случае, осуществление наземного взрыва было страшной ошибкой и преступлением — никто даже не просчитывал движения радиоактивного облака, поднявшего тонны пыли. Потом, по мере движения радиоактивного облака, эта пыль выпадала на поля, в реки и озера, на леса и дома людей. Ужасно, но до сего времени нет сведений, какой путь проделало радиоактивное облако и как далеко оно дошло. Скорее всего такие данные все-таки существуют, но они тщательно скрыты в секретных архивах. В последнем десятилетии, вернее в самом начале последнего десятилетия, XX века в Оренбургской области работала правительственная комиссия, занимавшаяся вопросами изучения последствий взрыва 14 сентября 1954 года. Но она определила лишь уровень загрязнения атмосферы и питьевой воды. Специалисты замерили мощность гамма-излучения и суммарную удельную бета-активность почвы. Остальное так и осталось тайной. До сих пор тайна, сколько и от каких болезней умерло людей вследствие «испытания бомбой», проведенного в середине прошлого, XX века. Тем более временно эвакуированному населению военные и местные советско-партийные власти разрешили вернуться на родные места, из которых их вывезли на период ядерных учений, уже через сутки после взрыва! Медицинские документы хранились в районе только за последние пять лет. Возможно, район и находился на особом контроле, однако это тоже остается тайной — секретный эксперимент государственного значения мог продолжаться десятилетиями. Но знали об этом лишь те, кому положено знать и кто имел специальный допуск по установленным КГБ «формам». А остальные до таких секретов никогда не допускались. Лучше бы не допускали до наших секретов иностранных шпионов. Фактически из-за совпадения рельефа местности, геологических структур и плотности населения района в самом центре СССР с Центральной Германией партийные власти и высшее военное командование устроили ничего не подозревавшему мирному населению, стойко перенесшему все ужасы Великой Отечественной, «тихую» атомную войну на собственной территории. Ее жертвами стали русские, мордовские, немецкие, татарские села и деревни. Что стало с военнослужащими, отправившимися в эпицентр после взрыва, также остается тайной. Известно, что с полигона свозили на железнодорожную станцию искореженную ядерным ударом военную технику и она стояла в ожидании отправки по несколько месяцев. Населению не сообщали, что эта техника таит в себе смертельную опасность. На танках и бронемашинах играли дети! Как и в Чернобыле, в зараженной зоне Тоцка вовсю процветало мародерство. Все было просто до изумления точно так же, как спустя тридцать два года под Киевом,— жуткие уроки никому не пошли впрок! Возможно, потому, что большинство их результатов до сей поры надежно скрыто за грифами «совершенно секретно».
По данным экспертов, изучавших «испытания бомбой», в зараженные районы не раз приезжали врачи. Они проводили осмотры, все тщательно записывали, мяли, щупали, слушали, но никаких лекарств не давали и уезжали в неизвестном направлении. Значит, преступный эксперимент под грифом «совершенно секретно» продолжался на протяжении десятков лет? Ответа на эти вопросы и множество других просто нет. Как известно, позднее ядерные испытания провели даже в непосредственной близости от Москвы, в Иванове. Правда, там взорвали бомбу уже под землей. Результаты ивановских испытаний тоже покрыты мраком тайны и остаются секретными. В скольких еще местах, как позднее вдруг выяснится, таятся столь страшные секретные отечественные «Хиросимы»? Говорят, через несколько лет после 14 сентября 1954 года в Топком районе появились невиданные ранее цветы — словно из иного мира. Наверное, в память о безвинных жертвах российских тайн XX века...
|