Несмотря на непрекращающуюся в Египте волну насилия, его граждане пошли на выборы - первые свободные, демократические выборы в истории этой древнейшей страны. Во вторник начали избирать Народный совет, нижнюю палату парламента. Во время первого этапа выборов определится примерно треть депутатов, включая представителей крупнейших городов, Каира и Александрии.
Вопреки призывам отложить выборы до окончания волны насилия они начались вовремя. Глава Военного совета страны фельдмаршал Тантауи не испугался давления и заявил в прямом эфире: "Выборы состоятся в свое время и в назначенном месте. Мы находимся на перепутье. Сегодня у нас две возможности – дать Египту демократию или погрузить его в пучину гражданской войны. Армия Египта, являющаяся частью народа, не допустит хаоса. А я, как фельдмаршал, не позволю повредить нашей армии”.
Завершение первой стадии выборов намечено на 10 января 2012 года, дополнительные этапы пройдут с середины текущего декабря до конца января будущего года. 29 января 2012 года начнутся выборы в "Шуру” ("Совет”) – верхнюю палату египетского парламента. Планируется, что выборы закончатся до 11 марта, 17 марта состоится открытие заседания Народного совета, а 24 марта 2012 года – первое заседание "Шуры”. Выборы президента намечены на июнь 2012 года.
В выборах участвует порядка 40 партий, а также десятки тысяч независимых кандидатов. Надо сказать, что после падения режима Мубарака в Египте возникло множество новых партий. Национально-демократическая партия, которую представлял сам Мубарак, в этих выборах не участвует, однако ее членов можно видеть во множестве избирательных списков.
Фаворит гонки – партия "Свобода и справедливость”, ожидается, что она получит около 35 процентов голосов. Партия сформирована исламистской организацией "Братья-мусульмане”, запрещенной при Мубараке.
До 20 процентов голосов может набрать "Эль-уафар эль-джадид”, провозглашающая братство всех египтян, мусульман и христиан. Эта самая старая партия на политической арене страны существует с 1919 года, и на протяжении многих лет входила в правительство, однако в результате произошедшей в начале 50-х годов прошлого века "революции офицеров” во главе с Насером оказалась вне закона.
Еще одна идущая на выборы партия – "Эль-Нур” ("Свет”). Она также поддерживает идею гражданского общества, в законодательных органах которого будут представлены как мусульмане, так и копты.
Среди крайних политических сил Египта можно назвать партию "Реформы и справедливость”, руководимую исламистами, считающими своим лидером слепого шейха Омара Абдул-Рахмана. В настоящее время он сидит в американской тюрьме по обвинению в терроризме. Одной из основных своих политических задач партия провозглашает освобождение шейха.
Возможно попадание в парламент и депутатов от "Эль-Адель” ("Справедливость”). Она называет себя "партией третьего пути” и считается "мостом между крайними исламистами и демократией”.
Все эти партии выступают против сохранения мирного договора с Израилем. Единственная политическая сила, выступающая за мир с еврейским государством, – небольшая партия "Свободные египтяне”, которой самые оптимистичные прогнозы не дают более 4%. Эта партия стоит за невмешательство в арабо-израильский конфликт, она провозглашает либерально-демократические ценности, отделение религии от государства и создание гражданского общества.
Судя по предварительным прогнозам, большинство в парламенте получат "Братья-мусульмане”, что даст им возможность создать коалиционное национально-религиозное правительство.
Важно, тем не менее, подчеркнуть, что система власти в Египте – президентское правление. И сильный президент, подобный Мубараку, сможет обуздать "Братьев-мусульман”.
В Египте сегодня 53 миллиона избирателей; 300000 египтян, имеющих право голоса, проживают за границей. В выборах может участвовать каждый египтянин, получивший удостоверение личности в последние четыре года. Во вторник в выборах приняли участие почти 17,5 миллиона египтян, процент участия доходил до 70.
Вопрос: каким будет степень влияния будущего парламента? Понятно, что будет выше, чем при Насере, Садате или Мубараке. Скорее всего парламент потребует принятия новой конституции, которая ограничит президентскую власть.
Сегодня египетский президент наделен чрезвычайно широкими полномочиями; он может назначать правительство, хотя в новой реальности ему придется больше считаться с парламентом.
Основными кандидатами на пост президента ныне считаются доктор Мохаммед аль-Барадеи, бывший директор МАГАТЭ, пытавшийся отвлечь мир от попыток Ирана создать атомную бомбу, а также Амр Муса, бывший глава Лиги арабских государств, до того - министр иностранных дел Египта. Оба они не являются сторонниками дружеских связей с Израилем.
В любом случае "Братья-мусульмане” вряд ли выставят кандидата на президентских выборах, сосредоточив свое внимание на выборах в парламент. Верхняя палата египетского парламента состоит из 264 депутатов, две трети из них избираются народом, остальные назначаются президентом.
"Братья-мусульмане” могут попытаться взять под свой контроль Совет по созданию конституции, в который должно войти 100 депутатов парламента. Со своей стороны Высший военный совет Египта, состоящий из 20 генералов под руководством фельдмаршала Тантауи, хочет обеспечить свой полный контроль над этим Советом.
Очевидно, что египетский народ желает перемен. К избирательным участкам стояли длинные очереди, даже площадь Тахрир опустела, когда пришло время голосовать. Опасения, что экстремистские организации попытаются сорвать выборы, не подтвердились.
В Израиле очень внимательно следят за выборами в Египте. Особое опасение вызывают "Братья-мусульмане”, которые открыто заявляют о своем намерении изменить мирные договоры.
Впрочем, профессионалы-арабисты считают, что это только риторика, так как мирные договоры с Израилем являются частью стратегического наследия Египта, от чего зависит поддержка этой страны Соединенными Штатами. После начала революции туристическая отрасль, являющаяся одной из основных в египетской экономике, находится на грани краха.
Обремененный проблемами Египет вряд ли сможет в ближайшее время представить стратегическую угрозу Израилю, даже если после выборов там сформируют исламистское правительство. Разумеется, в дальнейшей перспективе нельзя пренебрегать египетской опасностью.
Министерство иностранных дел Израиля предупредило Вашингтон и некоторые европейские страны, что им следует воздержаться от действий, которые могут нанести ущерб власти фельдмаршала Тантауи. Переход к гражданскому правлению должен осуществляться постепенно. Угрожающий Египту хаос может выплеснуться в Европу, когда сотни тысяч египтян побегут туда в поисках убежища.
В Израиле раздается резкая критика в адрес Белого дома, призывающего возможно скорее передать власть гражданскому правительству Египта. "США повторяют ошибки первой революции в Египте, когда американцы призывали Мубарака немедленно оставить власть и объявить досрочные выборы. Это привело к росту популярности "Братьев-мусульман”.
Еще одна ошибка США – требование завершить выборный процесс как можно раньше”, - считают наши политики и эксперты.
Обеспокоены американской позицией не только израильтяне. В интервью газете "Нью-Йорк таймс” бывший посол США в Израиле Мартин Индик выразил опасение, что Обама совершает большую ошибку в отношениях с египетской армией, которая 30 лет защищала интересы США на Ближнем Востоке. Единственный выигравший от египетской революции – это исламисты, которые явно не будут заинтересованы в сохранении мира с Израилем.
Эфраим Ганор