В Ростовский областной суд для обмена опытом прибыла делегация американских юристов. Мало кого могла бы заинтересовать эта новость, если бы не одна маленькая деталь.
Оказывается, в России довольно много общественных организаций, спонсируемых фондами США под предлогом благотворительной помощи. Их деятельность направлена в основном на сферу образования и законодательства. Почему Америка стремится быть в курсе внутренней политики нашей страны?
Официальная цель визита иностранных гостей в Ростовскую область – «обмен опытом». В феврале российские специалисты в области права в течение трёх недель изучали устройство американской судебной системы. Пришла очередь принимать ответный визит. В Ростовской области юристы из США посетят Законодательное Собрание, Ростовский областной суд, Адвокатскую палату и другие институты правосудия. Вот, в принципе, основная информация, которую даёт нам довольно схематичный пресс-релиз информационной службы облсуда. Надеемся, Ростов-на-Дону оправдает своё звание «гостеприимного города» и американским правозащитникам придётся по вкусу южная столица.
Перед важным приёмом хозяева, как правило, стараются навести порядок (в крайнем случае – спрятать скелет подальше в шкаф), чтобы изучающий взгляд гостя не наткнулся на какую-нибудь компрометирующую деталь. Американцам в этом плане не повезло: им придётся увидеть то самое неприглядное, что есть, к сожалению, в нашей действительности. О том, что такое российские суды, все знают. Претензий к ним с годами меньше не становится. Наоборот, становится всё больше недовольных судебной системой. Складывается ощущение, будто в России ни одно разбирательство не заканчивается в суде первой инстанции. В своём стремлении доказать правду, которая почему-то не совпадает с буквой закона, люди доходят чуть ли не до Страсбургского суда. Бьются с решениями судей до последнего, пока не восторжествует справедливость. Или пока не иссякнут силы бороться за свои права. Примеров тому мы знаем немало. В том числе, взять хотя бы и недавнюю голодовку против судебного произвола, освещавшуюся ростовскими журналистами.
Кстати, в этом году международный проект «Правосудие в мире» (World Justice) опубликовал очередной доклад «Индекс верховенства закона», где, если верить сообщению Русской службы BBC, написано, что у нас «отсутствие равенства всех перед законом и неподконтрольность власти обществу порождают коррупцию, безнаказанность и вмешательство в отправление правосудия». Но почему-то именно с этим «тёмным царством» американцы намерены обменяться опытом…
Троянский конь
Если отстраниться от местной новости и окинуть взором всю необъятную Россию, станет ясно, что непонятный на первый взгляд визит юристов далеко не случаен. В нашей стране есть несколько довольно крупных общественных организаций, которые занимаются правовой защитой. Что интересно: филиалы в городах организуют русские, консультируют – русские, а финансируют… иностранцы! Возьмём для иллюстрации некоммерческое партнёрство «Юристы за гражданское общество». Его деятельность осуществляется в рамках Программы правовой поддержки гражданского общества. Инициатор – Международный центр некоммерческого права (МЦНП) при финансировании Агентства международного развития США. Агентство международного развития США, в свою очередь, финансируется из «Национального фонда демократии» – американской «как бы» неправительственной организации, которая, однако, получает значительные дотации из американского государственного бюджета.
Партнёрство юристов не скрывает своих целей, среди которых не только безобидные задачи, вроде «повышения профессионализма правозащитников», но и весьма загадочное «выявление тенденций изменения федерального и регионального законодательства». Говоря по-русски, группа юристов, получив деньги из американского бюджета, учит русских специалистов правовой защите, а заодно кропотливо отслеживает, как меняются законы в нашей стране. На сайте Партнёрства открытым текстом говорится о новом проекте, в рамках которого «сбор нормативных актов, анализ изменений нормативной базы… позволит сделать вывод о демократизации или централизации действующего законодательства». Естественно, Партнёрство во главе с Национальным фондом демократии США в конце концов намерено сделать самый гуманный суд в мире самым «демократичным».
Такая альтруистическая прыть в попытке повлиять на законодательство была бы логичной, если бы советы нашим правозащитникам давали юристы из Швеции или Норвегии: эти две страны получили наивысший «индекс верховенства закона» согласно упомянутому исследованию. Но они не вмешиваются в российские дела. А вот американцы (у которых с судами тоже не всё в порядке – по части дискриминации) вместо того, чтобы решать свои проблемы, спешат наступить на больную мозоль России – судебную систему.
Вероятно, не просто так. Будь вы разведчик, которому необходимо выяснить, что чаще всего становится причиной конфликтов в государстве, куда бы вы отправились? Естественно туда, куда приходят за разрешением этих конфликтов – в суд. А дальше хоть коллекционируй социальные противоречия: здесь и межэтнические столкновения, и борьба с коррупцией, и нарушение конституционных и гражданских прав, и попытки оспорить неправомерные решения местных властей – отборная растопка, готовая загореться от малейшей искры.
Американская мечта на русской почве
С 1992 года Агентство международного развития США потратило более 2,6 миллиарда долларов для программ развития в России. Дотации от Соединенных Штатов получали Всероссийское общественное движение «За права человека» для улучшения условий содержания заключённых в российских тюрьмах и колониях, «Американский центр международной трудовой солидарности», автономная некоммерческая организация «Центр за социальные и трудовые права», некоммерческое партнёрство «Адвокаты за гражданское общество» и ещё около 60 общественных объединений и инициатив как на федеральном, так и на региональных уровнях.
Национальным фондом поддержки демократии США разработана стипендиальная программа Рейгана-Фаселла, которая позволяет активным борцам за демократию, учёным и журналистам провести пять месяцев в Вашингтоне, занимаясь исследованиями своей страны и устанавливая «профессиональные взаимоотношения в сети борцов за демократию во всём мире». Для путешествия в «страну возможностей» вам купят авиабилет в оба конца, да ещё и хорошо заплатят.
Кстати, в 2004 году фонд предоставил исследовательский грант чеченскому сепаратисту Ильясу Ахмадову, которого МИД России называл «пособником террористов». Ходили слухи, что уличные беспорядки среди молодёжи в странах Восточной Европы, где в 2000-х годах прошли цветные революции, связаны с фондом Джорджа Сороса «Открытое общество» и стипендиальными программами крупнейших американских вузов. Некоторые исследователи заявляли, что Национальный демократический фонд также способствовал появлению пятой колонны в Грузии, Киргизии, Молдавии и Беларуси.
Не будем давать оценку слухам. Однако нельзя отрицать тот факт, что, как только начинаются волнения, в государстве тут же появляются американские мессии, жаждущие сеять разумное, доброе, вечное. Бывший кандидат в президенты США Джон Маккейн на весь мир заявил, что события в Ливии должны стать предостережением для российского руководства. С ним не поспоришь: при такой армии американских демократов в России всё возможно.
Какое их американское дело?
В чужой монастырь со своим уставом ездить неприлично, но американские гости, не знакомые, возможно, с русской идиомой, пытаются в России завести свои порядки. Например, партнёрство «Юристы за гражданское общество» озабочено тем, что иностранные некоммерческие объединения в России ущемлены в правах по сравнению с отечественными. Партнёрство констатировало «избыточность государственного контроля за деятельностью всех некоммерческих организаций». Американскому объединению не понравилось то, что отчётную документацию следует сдавать 6 раз в год и что в случае непредставления оной представительство может быть исключено из реестра. Такое наказание американцы назвали «несоразмерным». Кроме того, их не устроило, что, согласно новым поправкам в закон «О некоммерческих организациях», иностранные объединения могут быть ликвидированы по решению уполномоченного органа, а не по суду, как российские объединения.
«Считаем целесообразным, – пишет партнёрство, – внесение таких изменений, которые бы по всем возможным вопросам деятельности уравняли в правах, обязанностях и гарантиях российские некоммерческие организации и филиалы или представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций». Вот это аппетиты! Но главное, совершенно непонятно, с какой стати государство должно доверять и уравнивать в правах иностранные общественные объединения далеко не дружественного государства.
Было бы смешно утверждать, будто несколько десятков американских общественных объединений способны в корне изменить российские реалии. Но если в стране нет стабильности, а недовольство граждан растёт, подобные искорки могут заметно подогреть народные настроения.
До поры до времени люди выходят на площадь с личными проблемами: безработицей или мизерной зарплатой, нежеланием коммунальщиков выполнять свои обязанности, призывом прекратить произвол местных чиновников или судей. Если власть не отреагирует, а народ не сможет терпеть – выйдут и с другими требованиями. И тогда главное, чтобы идеи рождались в народе, а не диктовались специально обученными людьми.
Это не значит, что за свои права не нужно бороться, что опасно выходить на площади. Во Франции чуть ли не ежегодно проходят массовые демонстрации и митинги, а всё же до революции дело не доходит. Почему? Власть реагирует на требования своего народа. Едва ли можно убедить француза, что в его стране нет демократии. В России же давно витает идея, что правительство – это мифологические небожители, вроде древнегреческих богов на Олимпе, которые вершат судьбы людей по своему усмотрению. Так что чиновникам на всех уровнях нужно поспешить этот миф развеять – в противном случае американские демократы легко сбросят глиняные фигурки божков со своих постаментов. А заодно разграбят сокровищницы их храмов.
Александра КОРЕНЕВА