Ситуация, напоминающая 1929 год: в то время как взгляды всего мира прикованы к финансовым рынкам, в других точках планеты нарастает угроза войны - на этот раз, пишет обозреватель Die Welt Михаэль Штюрмер, речь идет о Ближнем Востоке. Иранские ядерные планы требуют решительного ответа, констатирует он.
"История не повторяется. Однако уроки, которые она предлагает, не следует игнорировать. Это касается и уроков о том, что масштабные экономические и валютные кризисы дают шанс войнам". Где берет свои истоки Вторая мировая, задается вопросом автор публикации? Он полагает, что, отвечая на этот вопрос, следует обратиться к так называемой "черной пятнице", когда обвал мировых бирж в 1929 году повлек за собой расцвет протекционизма, распад мировой экономики, государственные кризисы и в конечном итоге распад существовавшего миропорядка.
Как отмечает далее комментатор, сегодня остается мало сомнений в том, что финансовый кризис принимает формы своего предшественника образца 1929 года. Европейцы сконцентрированы на дебатах вокруг новых механизмов спасения европейской валюты, а США - в отличие от времен холодной войны - уже не в состоянии возглавить процесс по формированию нового миропорядка. При этом, продолжает Штюрмер, мир без миропорядка не может быть безопасен на фоне событий на Ближнем Востоке: от Афганистана до Ливии, на фоне революционного настроя молодого поколения, борьбы религиозного и светского, стремления Ирана получить ядерное оружие и стратегии двойных стандартов в политике такой ядерной державы, как Пакистан. Что касается такой реальной угрозы, как ядерное оружие в руках Тегерана, то, в отличие от Ирака 2002 года, речь идет не о фантоме, а о систематической реализации более или менее секретной программы.
Сомнений в том, какую позицию по этому вопросу занимает военно-политическое руководство Израиля, уже не осталось. Принятая Израилем в 1981 году доктрина говорит о том, что государство не допустит, чтобы какое-либо враждебно настроенное государство, находящееся как в непосредственной близости, так и не по соседству, могло получить доступ к оружию массового поражения и угрожать еврейской нации новым Холокостом. По мнению Штюрмера, времени практически не осталось - Израиль не делает тайны из того, что готов к превентивному удару. "Лишь самые жесткие и безотлагательные санкции могут предотвратить Армагеддон. Его последствий для всего мира в виде нефтяного кризиса, терроризма и войны не сможет избежать никто".
Die Welt