Христианские Церкви в наши дни до того созрели в своей сознательности, что оказались в состоянии выносить критику. Это не значит, что критикующий защищен от возмездия, но если таковое и случится, то не в виде взвивающихся к небу языков пламени аутодафе. Мы не будем принимать во внимание тех критиков Церкви, которые находятся вне самой Церкви, вроде атеистов или приверженцев других религий. И не станем обсуждать реакционный протест лефеврианства. Нас интересует внутрицерковная оппозиция на демократических основах.
Возьмем в качестве примера две европейские страны, сильно отличающиеся по культуре, характеру и нравам – Германию и Италию. В обеих странах Католическая Церковь подвергается критике некоторыми группами верующих, но их аргументы и темы обсуждения зачастую существенно отличаются. Есть типично «немецкая» и типично «итальянская» критика Церкви.
В Германии предметом критики является недостаточная готовность католической иерархии вступать в диалог с «отделенными братьями» – лютеранами и, следовательно, недостаточное экуменическое рвение. Критика касается также привычки епископов избегать диалога с верующими или сводить его к формальной, институционализированной стороне. Эти упреки прозвучали во время недавнего визита в Германию Бенедикта XVI. Иерархи, мол, изолируются в своей башне из слоновой кости и не понимают забот верующих – от положения разведенных и снова вступивших в брак людей до позиции, которую христианину следует занимать по вопросам войны и мира. Критике подвергаются те медлительность и неохота, с которыми Церковь исправляет собственные ошибки, попытки скрыть или приуменьшить собственную вину, как в случае со священниками-педофилами. В германоязычных странах (Германии, Австрии, Швейцарии) все чаще и чаще ставится под сомнение догмат об обязательном целибате священников. Кроме того, недавно в Вене прошла дискуссия, в ходе которой президент «Австрийской католической акции» Луитгард Дершмидт заявила, что в Церкви «все дороги ведут» к женскому священству. По ее мнению, если такое было бы возможно, меньше женщин оставляли бы Церковь, так как не чувствовали бы, что их воспринимают «неполноценными».
Если говорить о демократическом протесте в Католической Церкви немецкоязычного пространства, нельзя не назвать «неудобного» богослова и религиоведа из Тюбингена Ганса Кюнга, сначала назначенного в советники II Ватиканского Собора (в сотрудничестве с кардиналом Ратцингером, который был тогда поборником реформ), а потом, в 1979 году, за либерализм и «своевольное» толкование христианского учения подвергнутого Папой Войтылой запрету преподавать в католических вузах. Как раз во время последнего папского визита в Германию Кюнг заявил немецкой газете Passauer Neue Presse: «Я нахожусь в Церкви не ради Римской курии, а ради Евангелия». По мнению Кюнга, «Церковь серьезно больна». «Она – по его мнению – страдает под римской (ватиканской. – «НГР») системой, которая установилась в эпоху реформы Григория VII в XI веке. С тех пор мы имеем абсолютизированное папство, форсированный клерикализм и закон о целибате». Церковь, отмечает Кюнг, «ранее жила тысячу лет и должна быть в состоянии выживать и сейчас без всего этого». Кюнг убежден в том, что многие епископы симпатизируют его позиции.
Внутрицерковная критика на немецкоязычном пространстве не ограничивается академическими кругами, к которым принадлежит Кюнг. Существует сильное движение снизу, к которому примыкают клирики и миряне. Оно называется Wir sind Kirche («Церковь – это мы») и выступает за диалог с протестантами и за экуменизм. Суждение движения «Церковь – это мы» по поводу готовности Ратцингера преследовать подобные цели суровое: «От этого Папы не надо ожидать никаких дальнейших импульсов, хотя он при своем избрании обещал выступать с конкретными, зримыми инициативами в области экуменизма», – говорится в заявлении, которое движение «Церковь – это мы» обнародовало после визита Ратцингера в Германию. Тут, конечно, критики немного преувеличивают: экуменическим диалогом Бенедикт XVI не пренебрегает, что показывает хотя бы проведенный недавно в итальянском городе Ассизи форум представителей мировых религий за мир.
В Италии же наряду с возмущением в связи со случаями педофилии со стороны духовенства абсолютный приоритет в демократическом протесте против католической иерархии принадлежит социальным вопросам. Церковь, дескать, уделяет недостаточно внимания участи униженных и оскорбленных, инвалидов, психически больных, а также иммигрантов.
Сопротивление официозу проявляется на уровне «базовых общин», во главе которых, как правило, стоят священники, наделенные значительной личной харизмой. Помощь бедным и обездоленным находится в центре деятельности таких общин. Социальное служение часто сопровождается критикой официальной иерархии, которая якобы предпочитает общаться с сильными мира сего, а не с «отверженными». Как раз на днях на 84-м году жизни в Италии умер священник Энцо Мацци, десятилетиями руководивший во Флоренции «базовой общиной» под названием Isolotto («Островок»). Итальянская газета La Repubblica так описывает деятельность единомышленников Мацци: «Община отменила разделение между богатыми и бедными, духовенством и мирянами: в ее помещениях нашли приют бездомные семьи, бывшие заключенные, лишенные средств к существованию, инвалиды без социальной помощи. Дон Мацци содействовал созданию в помещениях общины детского сада, небольшой мастерской с лабораторией для инвалидов». Церковные власти обвинили его в популизме, демагогии, угождении левым партиям. Тогдашний архиепископ Флоренции кардинал Эрменеджильдо Флорит в 1968 году приказал Мацци покинуть общину Isolotto, куда взамен него были направлены другие священники, не горевшие тем же пастырским рвением и не склонные к «критиканским поползновениям». Но Мацци смело продолжил свое дело, пренебрегая осуждением руководства Церкви. После смерти Мацци архиепископ Джузеппе Бетори, генеральный секретарь Епископской конференции Италии, сказал, что «история осудит его». В том же ряду, что и Мацци, находятся другие «неудобные католики» Италии, такие как Джорджо Ла Пира, Эрнесто Бальдуччи и Лоренцо Милани.
Другая харизматическая фигура на поприще католического диссидентства – священник Андреа Галло, которому сейчас тоже больше 80 лет. Он создал в Генуе «базовую общину» San Benedetto al Porto, которая занимается прежде всего социальной помощью среди портовых рабочих и городской бедноты. Он также наладил систему поддержки для заключенных в близлежащей тюрьме Капрайя. И у Галло были столкновения с католической иерархией, прежде всего с бывшим архиепископом Генуи, кардиналом Джузеппе Сири, который пытался препятствовать его миссии под теми же предлогами, что были использованы против Мацци.