31 октября 1517 года к дверям замковой церкви в небольшом немецком городке Виттенберге августинский монах Мартин Лютер прибил свои «95 тезисов против индульгенций». Менее всего он ожидал, что такие действия могут привести к кризису и расколу Католической Церкви, поколебать основы мироздания и радикально изменить лицо Европы, да и всего мира. Двери храмов с незапамятных времен используются в качестве «доски объявлений», и молодой профессор богословия просто вывесил приглашение на научный диспут. Монах Августинского ордена брат Мартин приглашал своего возлюбленного и уважаемого брата-доминиканца Иоганна Тецеля обсудить некоторые вопросы относительно действенности папских грамот о прощении грехов. Этот диспут, насколько мы знаем, так и не состоялся. Тезисы имели куда более широкий резонанс.
Люди самых разных сословий нашли в этом, по сути, богословском документе ответ на свои сокровенные вопросы. Богословы увидели в них принципиально новую постановку важнейших вопросов о путях спасения и отношениях человека с Богом. Князья получили основание прекратить вывоз немецких денег в Рим. Простые люди почувствовали в словах доктора Мартина ту правду, которая живет в сердце каждого человека, но которую так трудно бывает выразить самому.
Человек часто не предполагает, к чему могут привести его поступки, насколько глобальные изменения могут повлечь обычные решения. Особенно в такой сфере, как религия. Церковь по определению очень консервативный институт, с трудом принимающий новации и изменения, однако порой они происходят. И то, что кажется незыблемым, порой изменяется в один миг. Полторы тысячи лет устанавливались, а порой и костенели в традициях определенные религиозные формы, и вдруг происходит Реформация – как порыв свежего ветра, врывается и приводит к изменениям в сознании, к новым формам творчества, к новому пониманию места человека в этом мире.
Произошли изменения в самой Церкви. Реформация дала начало протестантизму, третьей ветви христианства. В настоящее время – это вторая по численности (после католиков) христианская конфессия. Библию стали переводить на национальные языки, и ее смогли прочитать простые люди.
Глобальные изменения, вызванные тем, что один человек пригласил другого к диалогу и был достаточно принципиален, чтобы не отречься от своих убеждений под мощным общественно-религиозным прессингом того времени. Свежий взгляд на шаблоны и догмы, а также принципиальность и мужество - вот что лежит в основе Реформации. Это актуально для любого общества, в любое время. Это актуально для любой конфессии, когда со временем то, что раньше было ново, свежо и волновало, начинает обрастать традицией, рамками, условностями. Тогда приходит время Реформации.
В истории России Реформации не было, зато были революции. Все попытки Реформации в русской истории почему-то всегда оканчивались неудачно. В крови было утоплено реформаторское движение на рубеже XV–XVI веков. На следующем шаге мы получили кровавый режим Ивана Грозного, а еще через шаг – Смутное время и Раскол. В середине XIX века была еще одна попытка Реформации – рождается российское евангельское движение, в которое были вовлечены все слои населения от малороссийских крестьян до петербургских аристократов. Стремление к свободной личной вере было разгромлено Священным Синодом. Революция 1917 года стала закономерным результатом подавления национального религиозного возрождения.
Для Церкви умение изменяться, сохраняя при этом свои базовые ценности и убеждения, особенно важно. Необходимо умение увидеть в тех или иных веяниях, новых тенденциях, политических или технологических, самую суть, вычленить доброе и его использовать.
Сегодня много дискуссий о тех или иных преобразованиях и новшествах в церковном пространстве. Общаясь со многими представителями других религий, я знаю, что они часто обсуждают похожие вопросы. Использовать или не использовать, а если использовать, то в какой мере, Интернет и телевидение для распространения Евангелия и в церковном служении, современную музыкальную и световую аппаратуры, то есть технологический аспект. Какие переводы Библии использовать и в каких случаях? В Русской Православной Церкви обсуждают возможность совершения литургии на современном русском языке. Церковь постоянно в размышлении и рассуждении, постоянно появляются новые вызовы, на которые надо ответить, и ответить достойно – это определяет будущее Церкви, а часто и всей страны, всего общества.