Кампания, направленная на то, чтобы шире раскрыть двери более 3100 стамбульских мечетей для мусульманок, может вызвать гендерную революцию в молельных домах и вызвать нарекания со стороны определенных слоев населения.
"Это вопрос отправления женщинами религиозных верований в мечетях, – заявила заместитель муфтия Стамбула Кадрие Авджи Эрдемли (Kadriye Avci Erdemli), являющаяся вторым по влиянию представителем религиозных властей города. – Когда женщина приходит в мечеть, она входит в обитель Бога и должна встречать такое же духовное отношение к себе. Перед господом все равны, и мужчины, и женщины. Они имеют одинаковое право на исповедование своей веры".
В рамках проекта "Благоустройство мечетей для женщин" Кадрие Авджи Эрдемли откомандировала в мечети Стамбула 30 специальных комиссий. В их задачи входило посетить все мечети и доложить о состоянии мест поклонения для женщин. Результаты, по ее словам, оказались возмутительными. "Во многих мечетях не имелось туалетов для женщин, не было мест, где они могли совершить омовение перед молитвой, – рассказывает представительница духовной администрации. – Большинство мест, предназначенных для женщин, использовались в качестве подсобных помещений для хранения разных принадлежностей. Использовавшиеся же по прямому назначению находились в неудовлетворительном состоянии, а зимой в них стоял лютый холод".
Теперь стамбульским мечетям строжайше предписано привести свои помещения в соответствующий порядок и к февралю 2012 года обеспечить равные условия для мужчин и женщин. Но дело не ограничивается уборкой помещений и улучшением санитарных условий. По словам Кадрие Авджи Эрдемли, вносятся коррективы в саму организацию внутреннего пространства мечетей. "В большинстве мечетей места, выделенные для женщин, отделялись занавеской либо перегородкой, что является несправедливым, – поясняет она. – Это священное место, и женщины имеют такое же право на отправление религиозных обрядов".
В отличие от мужчин, ислам не требует от женщин обязательного посещения мечетей. Посещение ими мечетей дозволяется, но обычно мусульманки чаще молятся дома. Ситуация может меняться в зависимости от данной конкретной страны и данной конкретной мечети. В стамбульских мечетях в рамках проекта благоустройства и превращения их в молельные места, где все имеют равные возможности, "убираются все занавеси и перегородки, – поясняет Кадрие Авджи Эрдемли. – Но сегрегация все же останется: мужчины и дети будут молиться впереди женщин".
Начиная с конца декабря по мечетям начнут ходить комиссии с целью проверки выполнения распоряжений. С момента запуска программы в марте Кадрие Авджи Эрдемли обратилась к свыше 5000 имамов и религиозных деятелей города с просьбой растолковать с теологических позиций, что мечети так же предназначены для женщин, как и для мужчин. Среди рядовых мусульманок Стамбула программа, похоже, находит широкое понимание. "Конечно, это было бы прекрасно. Было бы намного лучше, – говорит 30-летняя женщина по имени Мюневвер (Münevver). – Кое-где помещения для женщин содержатся в чистоте, а кое-где – в неудовлетворительном состоянии".
Диянет – государственный орган, курирующий мечети Турции, не только целиком и полностью поддерживает этот проект, но и подвел под него теологическое обоснование. В ноябре глава ведомства Мехмет Гомез (Mehmet Gomez) выступил с жестким заявлением, в котором признал наличие в Турции такой проблемы, как женоненавистничество в исламе. "Существуют неверные, отрывочные и тенденциозные трактовки, не отражающие общие принципы нашей религии", – отметил он в выступлении 7 декабря, сообщает газета Hürriyet Daily News.
Однако эта гендерная революция не у всех вызывает одобрение. "Надеюсь, все эти активные усилия направлены не на то, чтобы удалить все препятствия на пути женщин, чтобы те вышли из своих домов, чтобы сначала отправиться в мечеть, а потом и на работу, и все это оправдывая предписаниями ислама", – выражал 3 декабря негодование ведущий мусульманский комментатор Али Булач (Ali Bulac) на страницах газеты Zaman.
Заметка в его колонке вызвала целую бурю. Что интересно, громче всех возмущались не феминистки, выступающие за светскую модель развития, а правоверные мусульманки. 6 декабря в своей колонке в ежедневной газете Yeni Safak обозревательница Озлем Албайрак (Ozlem Albayrak) назвала отношение Булача разновидностью "гонений на женщин".
Развернувшаяся ожесточенная полемика являет собой самый свежий пример важнейших изменений, происходящих в турецком обществе. На взгляд профессора права стамбульского Университета Догуш и эксперта религиозного управления Иштара Гозайдина (Istar Gozaydin), появление нового консервативного исламского среднего класса в период десятилетнего правления происламской Партии справедливости и развития способствовало ослаблению официальных и неофициальных ограничений, накладываемых на мусульманок в сфере образования и работы. "Мы наблюдаем, как все больше и больше женщин получают университетское образование, все больше женщин выходят на работу, – говорит он. – В обществе их присутствие становится все заметнее. Они хотят подключиться к религиозной жизни в мечетях, а не совершать молитвы дома".
И хотя процент женщин в сфере занятости и в вузах Турции остается сравнительно невысоким, наблюдается тенденция к его росту. Согласно отчету Всемирного банка по равенству полов за 2010 год, в Турции работает 30 процентов женщин. Согласно официальным данным за тот же год, женщины составляют 44 процента учащихся высших учебных заведений.
Кадрие Авджи Эрдемли надеется, что проект благоустройства мечетей для женщин вдохновит и другие регионы Турции. По ее словам, цель проекта состоит не в революционных преобразованиях. Его цель – вернуть мусульманскую веру к ее истокам. "Мы просто возвращаем ислам к тем временам, когда он не был неверно истолкован, когда к женщинам и мужчинам было равное отношение", – подчеркивает она.
Дориан Джонс