Джон Эмсли (John Emsley), британский ученый-химик, в прошлом работал в Кембридже и преподавал в Лондонском Университете, автор книги «Элементы Убийства: История Отравлений» (The Elements of Murder: A History of Poison).
- Почему яд остается в арсенале убийц?
- Естественно потому, что это более незаметный способ убийства. Яд может даже дать убийце возможность для отхода - до того, как отравленный догадается о случившемся. Например, таллий действует очень медленно, его эффект начинает ощущаться лишь через три дня после отравления.
- Что Вы можете сказать об отравлении Александра Литвиненко?
- Я в первый раз слышу о том, что в роли яда выступает полоний. Полоний удобен тем, что его летальная доза невероятно маленькая, для убийства может хватить менее одной миллионной грамма. Литвиненко принял около миллиграмма, что все равно меньше, чем требуемые дозы других ядов. И я предполагаю, что это доза была слишком высока. Если бы доза была меньше, то симптомы отравления проявились бы позже, и Литвиненко бы умер намного позже - может быть, через год или два. А до того времени никто бы и не подумал о полонии. Большая часть дозы полония остается в организме только три месяца, и этого вполне достаточно для максимального эффекта. В результате, медики могли бы и не узнать, что причиной смерти является полоний, поскольку при вскрытии трупов тесты на радиоактивность обычно не проводятся.
Однако для получения полония нужно иметь доступ к ядерному реактору. Его получают из висмута, который бомбардируют нейтронами. В мире ежегодно производится не больше 100 грамм полония-210. Поэтому применение полония - исключительный случай, так как совсем немного стран могли его произвести. Лично я считаю, что это работа какой-то довольно мощной секретной службы.
- Следовательно, отравители совершили ошибку с дозировкой?
- Они могли сделать это и вполне сознательно.
- Что Вы можете сказать об отравлении Виктора Ющенко?
- Единственно, что я знаю, что это было отравление диоксином. Человечество имеет столетний опыт знаний о диоксине - сто лет известно, что этот яд становится причиной появления ужасных угрей и прыщей на коже. В начале прошлого века многие инженеры страдали от действия диоксина. Сегодня доступ к химикатам и отходам, содержащим диоксин, строго ограничивается.
Люди, которые отравили Ющенко, по всей вероятности хотели испортить его имидж - он был очень симпатичным политиком, хорошо выглядел на телеэкране. Кстати, подобный яд не так уж сложно изготовить в лаборатории.
- В истории человечества было множество примеров отравлений. Наше время привело к каким-либо изменениям в этой сфере?
- Я бы не сказал, что изменилась культура отравления. Яд до сих пор применяется в качестве способа убийства. Широко известно, что тайная полиция Саддама Хусейна, например, была неравнодушна к применению яда против своих врагов, предпочитая таллий. Они, кстати, подобным способом отравили немало людей в Лондоне в 1980-х годах. Саддам использовал это средство против своих старших военных офицеров, которые потом сбежали в Англию на лечение.
- Существует ли идеальный яд, который не оставляет следов?
- Обычному человеку крайне сложно добыть токсичные химикаты. Притом, любая странная смерть вызывает подозрение - начинается следствие, проводится детальный анализ тела покойного и т.д. Ядов, которые невозможно обнаружить, не существует.
В США произошел один интересный случай несколько лет назад. Медсестра отравляла своих пациентов адреналином. Адреналин - естественное вещество, которое вырабатывается человеческим телом. Адреналин вводится при остановке сердца. Медсестра с помощью адреналина пыталась, наоборот, остановить сердце. (Кристин Гилберт была приговорена к пожизненному заключению за убийство четырех человек и попытку убийства еще двух. По одной из версий, убийства она совершала, чтобы произвести благоприятное впечатление на своего молодого человека: она сперва останавливала сердце больного, а потом героически пыталась его оживить - Washington ProFile). В этом случае отравление было обнаружить очень сложно. Однако технологии судебного и химического анализа развиты до такой степени, что ныне можно распознать любое ядовитое вещество, даже естественное.
- Какой яд Вы считаете наиболее интересным?
- Таллий. Известный английский серийный убийца Грэм Янг применял его в 1970-е годы. В то время, никто не знал, как выглядит отравление таллием, антидота тоже не было. Его жертв осматривали 30 врачей, но никто и не мог подумать, что люди умерли из-за отравления таллием. Для Янга это был идеальный яд, потому что симптомы отравления проявляются медленно и изначально похожи на грипп. Потом болезнь постепенно обостряется и на 10-й день проявляется классический симптом - резкое выпадение волос. Тогда врачи также осознают, что что-то атакует нервную систему человека, потому что пальцы ног и рук у отравленного почти неподвижны. Неделю спустя жертва отравления умирает.
В этом случае произошла очень интересная история. Обычно в Англии умерших кремируют, причем прах покойных развеивают над каким-то местом, которое они считали важным для себя. Однако вдова одного из людей, убитых Янгом, сохранила его прах в урне, она хранила ее дома - это позволило проверить останки на наличие таллия.
- Какие еще яды популярны?
- Я не думаю, что яд применяется часто - по крайней мере, в Великобритании и США. В Англии был еще один случай отравлений, связанный с медсестрой. Ее, кстати, тоже стали подозревать не сразу. Она делала инъекции хлористого калия детям, находящимся под ее попечением. Хлористый калий часто применяется в медицине, но он также, кстати, используется в США для приведения в исполнение смертных приговоров. При прямом введении в кровоток хлористый калий останавливает сердце в течение двух минут. Медсестра таким способом убила четырех детей, еще шестерых врачи сумели спасти.
- Популярно мнение, что многие изделия химической промышленности потенциально способны представлять опасность для человека. Это соответствует действительности?
- Таких слухов множество! Я приведу один пример. Сейчас многие говорят о том, что антиперспиранты могут привести к раку груди. И это полная чушь. Активные веществ, содержащиеся в антиперспирантах - алюминий и цирконий. Они блокируют поры кожи, что позволяет лишать пищи бактерии, вызывающие неприятный запах. Никаким образом они не могут попасть внутрь тела. Это очень полезный товар, однако многие обратили внимание на работу эпидемиолога-дилетанта. В этой работе доказывается, что существует связь между химикатами, используемыми при производстве антиперспирантов и раком, несмотря на то, что эту проблемы исследовали много раз и приходили к противоположному выводу. Дело в том, что как только начинают катить бочку на какой-то товар, то это очень сложно остановить, поскольку отвержение этих слухов лишь приводит к их более широкому освещению.
Интернет набит сенсационными материалами такого рода. Есть и люди, продвигающие свою продукцию, называя ее «натуральной» или «органической». Но эти товары не подвергаются такому же контролю, которому подвергается продукция фармацевтических компаний. Я считаю, что это невероятно глупо - все вещества, которые попадают в или на тело человека, должны быть хорошо изучены.
Все химикаты, которые используются в товарах, предназначенных для широко потребления, подвергаются очень строгому тестированию - не как 100 или даже 50 лет назад. Так что любой косметический препарат или хозяйственный товар можно считать безопасным, если им, конечно, не злоупотреблять.
К несчастью, мы становимся свидетелями наступления новых «темных веков». Люди не хотят изучать науку. Возможно, этого не происходит в США, но в Европе все меньше и меньше студентов интересуются наукой в университетах, проводится все меньше исследований и, судя по всему, эта тенденция будет усиливаться