Иорданская армия развернула свои части вдоль сирийской границы и пытается регулировать непрекращающийся поток беженцев из соседней страны. В Аммане опасаются массового бегства сирийцев, когда репрессии режима Асада достигнут пика жестокости. Пока на территории королевства находятся 1500 сирийских граждан, а с сентября к ним присоединилось около 120 дезертиров. Все дезертиры собраны в одном лагере в 25 км. от Аммана и находятся под пристальным наблюдением иорданской разведки. Журналистов к ним не допускают, только представителей комиссии по беженцам ООН.
«Иорданцы опасаются, что сирийский режим заслал к ним агентов под видом дезертиров для дестабилизации Хашимитского королевства», цитирует западного дипломата в Аммане французский арабист Жорж Мальбрюно.
Но позиция Иордании по сирийскому вопросу остается двойственной. Официально Амман проголосовал за санкции Лиги арабских государств против режима Асада, король Абдалла в интервью Би-Би-Си даже призвал Асада уйти с поста президента – первым среди арабских лидеров.
Однако сразу после интервью, королевский кабинет министров разослал иорданским газетам пояснение о том, что «Его величество не хотели так сказать». То же самое было высказано дипломатическому корпусу в Аммане. Сам король дважды повторил, что его страна против создания буферной зоны на своей границе с Сирией.
Через несколько дней премьер-министр Иордании указал, что Амман требует отменить некоторые санкции против Дамаска. Причина: коммерческие связи между Сирией и многими иорданскими торговцами. С учетом революционного момента лучше не плодить безработных. 1200 больших грузовиков ежедневно привозят товары из Сирии в Иорданию.
«В сущности, иорданские власти очень боятся того, что будет «после Башара, - продолжает западный эксперт в интервью французскому арабисту. – Они не понимают. Какая власть придет на смену нынешней, и настроены весьма скептически по отношению к Сирийскому национальному совету, главной оппозиционной группе. По их мнению, Совет не вполне репрезентативен».
В Аммане опасаются, что Иордания станет тем «мягким животом», на который обрушится дамасский правитель в случае полного краха. Не на Ливан, где Сирия разыгрывала карту стабилизирующей силы, не на Ирак, где и так хаос и насилие, которые увеличатся после полного вывода войск США, и не на Израиль, с которым Сирия не имеет привычки сводить счеты в прямом сражении.
Да и иорданское общество не так едино по отношению к сирийским событиям. Исламисты против Башара, но широкие светские слои – старые социалисты, арабские националисты и христианское меньшинство – вовсе не мечтают об уходе Асада. Ситуация 50 на 50.