Одним из самых модных на сегодня слов стало прилагательное «посткризисный». «Посткризисная экономика», «посткризисный рост», «посткризисная социально-экономическая модель», «посткризисный мир», наконец.
Это порождает крайне опасную иллюзию, что кризис «прошёл» и государственные решения должны приниматься из расчёта ряда малоприятных, но не смертельных последствий «закончившегося» кризиса.
Россия, мол, «выстояла», сумев противопоставить кризису «подушку безопасности» в виде накопленных золотовалютных резервов и ряд своевременных мероприятий. Нагрянувшие «вдруг» «невзгоды» прошли, канули в Лету. Подобной риторики, напоминавшей разглагольствования начала Перестройки о мешающих нам «надолбах и завалах», в избытке.
Однако анализ состояния глобальной экономики однозначно показывает, что кризис, собственно, ещё и не начинался. То, что сегодня в прошедшем времени называют кризисом, было всего лишь его первой, абсолютно незрелой, робкой пробующей фазой. И в ближайшие 2 – 3 года следует ждать второй волны никуда не девшегося кризиса, только это будет уже не шторм, а цунами.
Как можно говорить о какой-то «посткризисности»? Никуда не растворились ни глобальные причины кризиса (десятки триллионов долларов необеспеченных денег, долги, сбрасываемые активы), ни российская ситуация с неустойчивой полностью зависимой от внешних факторов экономикой.
Уже сегодня очевиден «перегрев» Китая, неустойчивость евро и близость ряда периферийных государств ЕС к дефолту. На ведущие западные экономики неумолимо наползает фаза хаотического тотального сброса долгов, «плохих» денег и активов.
Прогнозы цены на нефть являются крайне противоречивыми, но абсолютно точно, что буквально в любой момент они могут обвалиться – а критической планкой для Российской Федерации давно уже стала цена не в «старые добрые» 9 долларов за баррель, а все 65.
Гигантские ресурсы будут задействованы в США и ЕС под торможение, приостановку, рифование второй на порядок более серьёзной волны финансово-экономического кризиса. Центральной задачей станет проведение выборов Президента США в конце следующего года и организация для нового или переизбранного президента хотя бы одного более-менее стабильного первого, 2013, года.
Поэтому глобальная экономика посыплется в 2014 году. А российская экономика, если она доживёт до 2014 года, не просто посыплется, а будет убита.
Так что бояться надо не 2012-го, а 2014-го года.
А нам ещё и 2011-го года, поскольку под прикрытием разговоров о «посткризисном восстановлении» и в условиях окончательно проеденных советских запасов и очевидной стагфляции интенсивно развёртывается целая группа разрушительных социально-политических процессов, прежде всего, социальной усталости и кризиса ожиданий.
России в этой ситуации не помогут ни заграница, ни сверхтоталитарная детоталитаризация и десталинизация, ни патриотическая раздача денег не работающим на российскую экономику «институтам развития», которые на Западе справедливо называют разбрасыванием долларов с вертолёта.
Необходимо принципиально новая социально-экономическая модель страны и соответствующий её реализации новый курс, курс на развитие.
Мне уже неоднократно приходилось анализировать базовые предложения созданных Правительством России экспертных групп по подготовке предложений по актуальным проблемам стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 года. Экономика, которую продвигают руководители эти экспертных групп Кузьминов и Мау, не только людоедская, но и прямо антиэкономическая, поскольку не показывает организации источника устойчивого производства общественного богатства.
Собственно никакой новой социально-экономической модели страны в их предложениях нет, в качестве новых подаются конъюнктурные настройки всё той же модели «голого рынка», когда абстрактные конкуренция и монетаристская инструментальная среда должны сами из себя производить богатство, когда источником новой стоимости должна быть стоящая за этими «рыночными» схемами чисто религиозная вера в то, что корысть в конечном счете накормит страну, бабло победит зло.
Но двадцать лет действия данной модели показывает, что она не даёт новой стоимости, она в состоянии только распределять федеральный и региональные бюджеты, то есть обворовывать государство и население. И в ситуации развёрнутого глобального кризиса в 2014 году этой модели придёт окончательный конец. Но вместе с катехизисом экономических импотентов несовместимые с жизнью потери может понести и страна.
Опыт всех без исключения дееспособных государств однозначно показывает, что общественное богатство создаётся не «рынком», а исключительно поддержкой государства проектных видений лидерских концептуально-научно-промышленных групп.
Никаких иных источников «в природе» попросту не существует.
25 лет (четверть века!) твердят о необходимости привлечения инвестиций, обеспечении инвестиционной привлекательности регионов и страны в целом, однако, проблема в том, что за это гигантское время так и не было создано ничего, во что имело бы смысл инвестировать, поскольку никто не организует государственные проекты развития, т.е. специально подготовленные объекты инвестирования.
В этом плане показательными являются не только так называемые «зоны будущего» в Китае, но и, к примеру, сингапурский проект зоны развития Джуронг, для которой была создана специальная государственная корпорация развития, был насыпан большой остров, создано более 100 идеальных промплощадок под тонкую нефтехимию, заявлена концепция зоны и он же принцип отбора мировых инвесторов «Расщеплять нефть до молекулы!» - то есть обеспечивать из проплывающей мимо Сингапура нефти синтетические полимеры самой глубокой переработки. Неудивительно, что в эту зону развития в течение трёх лет пришли все самые крупные корпорации мира и создали на искусственном острове на десятилетия источник производства сверхстоимости.
В Российской же Федерации всего ждут от «корпораций», «частного бизнеса», прикрывая очевидную неспособность организовать проекты развития под приём инвестиций болтовнёй про недопустимость вмешательства государства в экономику и т.п. глупости. То же самое вот уже три года федеральный центр вытворяет над моногородами, с маниакальным упорством требуя от них глобальных проектов и демонстрируя собственную несостоятельность хоть что-то адекватное предложить. То есть культивируется агрессивно-антиинвестиционное мышление.
Именно поэтому в качестве адекватной новой социально-экономической модели необходимо брать модель проектного государства.
Если мы хотим избежать краха в 2014 году, то в правительстве необходимо создавать параллельный, дополнительный проектный контур управления страной, в рамках которого вырабатывать до сотни проектов развития страны, как объектов комплексного государственно-частно-иностранного инвестирования.
При этом каждый из проектов развития помимо экономической функции должен выполнить фундаментальную функцию межпоколенческой связки и преемственности. Это означает, что под реализацию каждого проекта развития надо отбирать самых одарённых и амбициозных молодых людей 15 – 25 лет и к ним прикреплять наших дорогих стариков, имеющих опыт науки и крупномасштабной организации деятельности. Проекты развития при этом выступят интерфейсом и интеграционными платформами для сшивки советского
и нынешнего поколений.