Зачем нужен браузер пользователям – предельно понятно. С помощью этих программ вы читаете OMG, общаетесь в социальных сетях, смотрите YouTube и т.д. Но зачем браузеры своим создателям, корпорациям Microsoft, Google, Apple, организациям Mozilla и Opera Software? Почему вообще мы каждый месяц читаем новости о перераспределении сил на рынке браузеров? Это что, действительно важно?
История этого грандиозного противостояния началась в середине 1990-х, когда 90% рынка браузеров контролировала Netscape Communications. В 1998 году ее за $4,2 млрд приобрела компания AOL, но в конечном счете Microsoft, пользуясь своим монопольным положением на рынке операционных систем, уничтожила своего главного конкурента в этом сегменте. Были, конечно, и другие причины. Microsoft могла тратить на разработку своего браузера какие угодно средства: продажи Windows приносили огромные деньги. Билл Гейтс мог позволить себе распространять свой браузер бесплатно, а Netscape вынуждена была свой продукт продавать. Наконец, в свое время компания из Редмонда даже договорилась с Apple о том, чтобы та по умолчанию устанавливала в свои компьютеры Internet Explorer.
Но Microsoft удалось одержать лишь победу в одной «битве», но не в целой «войне». Стараясь не допустить безальтернативного положения Microsoft на рынке, Netscape открыла код своего браузера и помогла основать организацию Mozilla Foundation, которая начала разрабатывать новый браузер, но уже с открытым кодом — FireFox. Огромную финансовую и технологическую поддержку проекту оказала Google. Позже интернет-гигант сделал собственный браузер Chrome – и вот он уже победоносно шагает по планете, отбирая пользователей и у IE, и у FF. Не дремлет и Apple, популяризируя свой Safari. Последний, ввиду объективных причин, стал самой популярной программой для выхода в интернет с мобильных устройств.
Битва за доминирование на интернет-рынке оказалась очень важна по ряду причин. Во-первых, браузер – это такое «окно» в виртуальный мир, и IT-гигантам очень важно, чтобы это «окно» было правильным. Во-вторых, Microsoft и Google соревнуются друг с другом на рынке поисковых систем. Понятно, что Chrome использует по умолчанию поиск Google, IE – Bing. В-третьих, совершенно очевидно, что в будущем лидерство в сегменте браузеров будет означать лидерство на рынке операционных систем: традиционные настольные приложения все чаще заменяют их веб-аналоги, и даже офисные пакеты постепенно переходят в «облака».
В-четвертых, браузеры в будущем, не исключено, будут демонстрировать нам рекламу. Если допустить, что это когда-нибудь случится, то это колоссальные деньги, за которые стоит побороться уже сейчас.
Что до других производителей – Mozilla, Opera и Apple, – то у каждого из них свои мотивы присутствия на этом рынке. Mozilla Foundation – некоммерческая организация, которую, однако, в серьезной степени поддерживала финансами Google.
Opera долгое время зарабатывала на демонстрации своего баннера внутри программы, но позже отказалась от этой практики. Плюс – главный источник программы – партнерские соглашения с поисковыми системами. Google платила Opera деньги за то, чтобы именно ее поисковая система была настроенной по умолчанию в продуктах компании. А начиная с 2003 года Opera успешно договаривается с операторами мобильной связи о том, чтобы через ее браузер пользователи смартфонов могли напрямую выходить в интернет, генерировать трафик и тем самым приносить дополнительный доход сотовым компаниям. Естественно, такие услуги тоже платные. Кстати, одним из контент-провайдеров, выплачивающих комиссионные Opera, – российский «Яндекс». Кроме того, компания продает лицензии на свои продукты производителям смартфонов. Подробнее бизнес-модель компании расписана тут.
Mozilla до сих пор имеет коммерческие договоренности с Google, но неизвестно, сколько конкретно интернет-гигант платит своему партнеру. По неофициальной информации, за счет рекламы поисковых услуг Google Firefox принес своей «некоммерческой организации» около сотни миллионов долларов.
Safari для Apple – мощный генератор лояльных клиентов, особенно его мобильная версия. Не секрет, что многие пользователи iPhone выбрали в свое время этот гаджет именно из-за невероятно удобного мобильного браузера.
В последнее время стало известно, что Chrome уже обошел по популярности Firefox и готов вступить в схватку с IE. И исход этого противостояния для разработчиков браузеров очень важен. Хоть бизнес-модели этих продуктов и не очевидны на первый взгляд.