Ещё лет двадцать назад, когда после завершения «холодной войны» Соединённые Штаты полностью властвовали – и в геополитическом, и в идеологическом плане – в Западном полушарии, вряд ли кто из ответственных аналитиков мог предсказать, что именно на Американском материке будут создаваться наиболее креативные социалистические проекты на национальном уровне и действенные формы межгосударственной интеграции, способные выйти за рамки неолиберальной парадигмы. Но времена, когда Латинская Америка и Карибский регион считались «задним двором» «империи номер один», похоже, ушли – будем надеяться, безвозвратно.
В минувшее десятилетие страны Латинской Америки и Карибского бассейна уже сформировали различные формы интеграционных объединений без участия в них США и даже, по факту, оппозиционных политике Вашингтона. Речь, в первую очередь, идёт о «левой» по своей сущности Боливарианской альтернативе для народов Америк и о Содружестве южноамериканских наций. А буквально в самом начале декабря в Каракасе на учредительном саммите провозглашено создание нового объединения – Содружества латиноамериканских и карибских государств или CELAC.
Данная организация, по своей сути, является панамериканским образованием, но вне её рядов оказались Соединённые Штаты и Канада. Надо отметить, что впервые идею латиноамериканско-карибского сообщества озвучил вовсе не левый политики, а консервативный Президент Мексики Фелиппе Кальдерон. Дело в том, что последние годы созданная под эгидой американского империализма Организация американских государств (ОАГ), в которой и сегодня главенствующая политическая и финансовая роль принадлежит североамериканцам, оказалась попросту парализованной, в особенности после того, как большинство южноамериканских стран не захотели присоединиться к изобретённому в Вашингтоне проекту общего американского свободного рынка. В общем, на повестке дня стал вопрос о более эффективной структуре, которая бы позволила наладить субрегиональное взаимодействие Южной и Центральной Америки, Карибского бассейна и Мексики.
Отметим, что левые силы Латинской Америки сразу поддержали саму идею нового панамериканского проекта. Партии, объединённые в диалоговый форум латиноамериканских левых – Форум Сан-Паулу – призвали «двигаться быстрее по пути к созданию общего американского содружества, способного ответить на социальные, экономические и политические чаяния наших народов». Президент Венесуэлы Уго Чавес предложил в год 200-летия независимости Венесуэлы провести учредительный форум Содружества у себя на родине, так как «то, что создаётся, заложено идеями Симона Боливара». Президент Никарагуа Даниэль Ортега и вовсе заявил, что ОАГ в нынешнем виде вовсе не нужна, ведь «доктрина Монро умерла». Достаточно энергично поддержали идею создания CELAC и левоцентристские лидеры латиноамериканских государств: президент Бразилии Дилма Руссеф видит в новом объединении историческую необходимость, «естественное продолжение Содружества Южноамериканских Наций».
Понятно, что в ближайшем будущем ОАГ вряд ли перестанет существовать. В новом объединении присутствуют и такие страны, как Мексика, Чили и Колумбия – союзницы США, абсолютно не готовые к отказу от ОАГ. И в то же самое время провозглашение CELAC в Каракасе можно назвать очередным успехом Кубы и Венесуэлы, всех левых сил Америки. Сам факт создания нового Содружества, в которое сразу же вошли 33 государства – провозгласившего курс на поиск новых интеграционных панамериканских форм, углубление финансового и экономического партнёрства разных частей Американского материка, противодействие наркотрафику и организованной преступности, усиление кооперации в сфере информации и технологий – является, без сомнения, очередным щелчком по великодержавным амбициям Соединённых Штатов.
Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ