События, произошедшие 16 декабря в Мангистауской области, нельзя оправдать ничем. В городе нефтяников Жанаозене в столкновениях погибли, по меньшей мере, 10 граждан Казахстана.
Причин и поводов для этого могло быть много, однако смерть граждан не может быть ничьим хладнокровным планом. Это могло стать лишь следствием бессилия местных органов власти и правоохранительных структур. Нельзя объяснять смерти наших братьев и сестер провокаторами, несправедливыми требованиями забастовщиков или другими единичными причинами. И вот почему.
Руководству страны неоднократно поступала информация о происходящем в Мангистауской области. Летом 2011 года, по предложению одной из госструктур, группа независимых экспертов выезжала на место забастовки, где подготовила информационную справку о тенденциях в регионе. Помимо тенденций эксперты попытались установить причины забастовок и внесли свои предложения для нормализации ситуации в области.
Так как в составе экспертов был аналитик КазТАГ, предлагаем этот материал вашему вниманию.
Судя по тому, что ни одна из указанных рекомендаций не была выполнена, проблемы в государственной информационной системе Казахстана стали систематическими и привели к смерти как минимум 10 наших сограждан 16 декабря. Хотя сам факт привлечения независимых экспертов к сбору и анализу информации для госоргана является сигналом, что госаппарат все же заинтересован в объективных данных о происходящем.
Публикацией этого документа мы хотели указать на то, что существует реальная и эффективная схема решения проблем Мангистауской области. В версии для печати мы убрали имена и должности некоторых лиц - для того чтобы избежать судебных исков. В свою очередь эксперты получили данные из источников с высокой степенью надежности.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ПО ЗАБАСТОВКАМ В МАНГИСТАУСКОЙ ОБЛАСТИ
Одной из причин рассматриваемых забастовок является незнание Астаной достоверной ситуации не только в Мангистауской области, но и в любом из 16 регионов Казахстана. Сведения, передаваемые по каналам акиматов, КНБ, МВД, статагентства и т.п., не могут быть полностью достоверны ввиду значительной раздробленности местных органов власти и управления по группам влияния.
По данной причине в Мангистаускую область были выдвинуты специалисты в области сбора и анализа информации, чтобы оценить ситуацию на месте и предоставить альтернативные данные.
На протяжении 3-4 лет на предприятиях АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» (РД КМГ) и ряде мелких нефтяных компаний в Мангистауской области регулярно бастуют рабочие. Основные требования сводятся к увеличению заработной платы, улучшению социальных условий и корпоративного управления. Основными организаторами являются действующие и бывшие активисты профсоюзов, а также местные влиятельные фигуры (акиматы, нефтяные компании, криминальные группировки).
Некомфортные природно-климатические условия в регионе, отдаленность от Астаны, слабая социальная политика областного акимата, создание в СМИ имиджа «бунтовщиков» у местного населения, на фоне донорства региона по отношению к госбюджету формируют особенность менталитета населения области - готовность к акциям протеста.
В результате забастовок в предыдущие годы, руководство компании, местная и областная администрации совместно с нефтяными компаниями шли на уступки по основным требованиям рабочих. Наибольших уступок забастовщики добились перед саммитом ОБСЕ, когда заработные платы повысились на 25%.
Зимой 2010-2011 гг. предзабастовочная подготовка началась по ежегодному сценарию, однако поводом послужили другие факторы, и в настоящий момент акции протекают вне контроля местных органов власти и управления.
Причиной этой забастовки стало перезаключение коллективного договора на нефтяных предприятиях в начале 2011 года. Ранее акимат области и нефтяные компании региона заключили меморандум о том, что все социально значимые документы, включая редакции коллективного договора, будут обсуждаться с акиматом.
Вместе с этим, источники в администрации Мангистауской области и правоохранительных органах сообщают, что нынешняя версия коллективного договора не была проанализирована совместно со специалистами акимата. Более того, источники в полиции региона утверждают, что коллективный договор частью рабочих был подписан под угрозой увольнения.
Поводом к забастовке на «Каражанбасмунай» (КБМ) стало законное вмешательство юриста КБМ Натальи Соколовой в разрешение спора между работодателем и профсоюзом компании, что предусматривалось ее индивидуальным трудовым договором. Будучи в хороших отношениях с постоянными лидерами забастовочного движения, Н. Соколова воспользовалась двояким прочтением применения отраслевого и регионального повышающих коэффициентов к заработной плате, а именно - к минимальному стандарту оплаты труда (МСОТ).
Как квалифицированный юрист Н. Соколова смогла найти многочисленные пробелы в трудовом законодательстве и, до начала активной стадии забастовки, вынуждала нефтяные компании и гражданские власти занимать оборонительные позиции. Однако ряд областных чиновников и топ-менеджеров местных нефтяных компаний организовали акцию физического устрашения Н. Соколовой (в конце 2010 года она и ее муж - Василий Чепурной - подверглись избиению), что перевело вялотекущий обмен документами в стадию подготовки и проведения активной забастовки.
Группа координаторов также смогла инициировать протесты на УОС-5 (РД КМГ) и радикализировать забастовщиков, воспользовавшись рядом ошибочных шагов нефтяных компаний (поквартирный обход, массовые публичные увольнения, однозначная поддержка компанией бывшего лидера профсоюза КБМ Косарханова).
До заключения под стражу Н. Соколовой требования протестующих отличались четкостью и внятностью, а также юридической грамотностью. Однако после ее ареста у забастовщиков исчез вменяемый лидер, доступный для переговоров и имеющий авторитет. Заключением Н. Соколовой, которая была противником активных акций, воспользовался Мухтар Аблязов, который направил несколько журналистских бригад в Жанаозен от K+, StanTV.
По оперативным данным, помимо этого М. Аблязов профинансировал сотовые разговоры забастовщиков со СМИ, ряд традиционных ужинов «садака» (крайне важные среди местного населения), а также направил в регион Владимира Козлова, лидера партии «Алга». В. Козлов, в свою очередь, имеет обширные связи в регионе (в 90-х основал первый в Мангистау частный телеканал) и в ходе поездки неоднократно встречался с местными элитами. По данным, требующим уточнения, В. Козлов в ходе поездки также сработал как посредник в переговорах мангистауских элит с М. Аблязовым.
Информационную и политическую роль в ситуации играет Айнур Курманов, лидер и координатор социалистических движений в РК. А. Курманов с середины 90-х годов участвует в забастовках, стачках и является «профессиональным революционером».
По данным источников в правоохранительных структурах региона и в среде забастовщиков, 7 июля с.г. акимат области принял решение отделить голодающих на УОС-5 «Озенмунайгаз» от их группы поддержки (до 600 человек). Решение было принято в ответ на проведение традиционного ужина в поддержку голодающих и забастовщиков, на который организаторы протестов решили заманить непричастных лиц - членов семей и сочувствующих, чтобы далее спровоцировать силовые столкновения с полицией.
Помимо основных забастовок, в регионе состоялись и продолжаются ряд забастовок:
- железнодорожников (забастовка 1 день, полное выполнение требований руководством);
- ТОО «Жондеу» (более месяца, конфликт коллектива с бывшим профсоюзным лидером Икласом Шангреевым);
- ТОО «Бургылау» (забастовка завершилась, однако коллектив готов продолжать протесты);
- СП «Ерсай».
Полагаем, что все забастовки необходимо рассматривать в совокупности из-за тесных родственных связей казахского коллектива разных компаний.
Скрытые игроки, сопутствующие факторы и факультативные цели напряженности в регионе
В ходе всех забастовок в течение нескольких лет активное негласное участие принимают местные элиты, бывшие и действующие руководители нефтяных компаний, сотрудники акиматов, департаментов внутренних дел и КНБ - все, кто имеет долю в добыче и продаже нефти.
После возникновения конфликтной ситуации с Н. Соколовой и КБМ органы внутренних дел представили акимату области свое видение ситуации. В аналитическом докладе они рекомендовали выплатить Н. Соколовой ее законную компенсацию и предложить ей продолжить работу в одной из нефтяных компаний. Однако данная рекомендация была проигнорирована в областном акимате, когда все проблемы можно было решить одной выплатой.
Вместе с этим, по полученным данным, высокопоставленный сотрудник акимата региона, заинтересованный в своем назначении на пост акима области, после начала забастовки на КБМ, встречался с представителем профсоюза «Мангистаумунайгаз» и предлагал рабочим поддержать их коллег в КБМ, но получил отказ.
Как считают источники, данные шаги саботажа предпринимаются ставленниками нефтяных компаний в акимате для дискредитации акима области в целях его смещения. Основными активно стремящимися к посту акима в регионе, по ряду сведений, являются сотрудник акимата области и депутат мажилиса (на июль 2011 г.).
Ряд источников полагает, что сотрудник акимата заручился поддержкой руководителей крупных нефтяных компаний, а также ряда неформальных лидеров региона, включая часть правоохранительных структур, спецслужб Мангистауской области и местных ОПГ.
В свою очередь, по мнению опрошенных источников, мажилисмен получает поддержку ряда высокопоставленных чиновников в Астане и поэтому его доверенные лица сейчас работают с региональными элитами.
Общая ситуация с простоем спецтехники и забастовками крайне выгодна для местных криминальных групп по нелегальной добыче и продаже нефти. Требует дополнительной оперативной проверки версия, что криминальные группы находятся в сговоре или под контролем руководителей нефтекомпаний региона.
Религиозный экстремизм. По результатам личных наблюдений и бесед с осведомленными источниками, специалисты не отмечают повышенного уровня распространения экстремистских течений ислама в Мангистауской области. Несмотря на мнение ряда оперативных работников в Астане о том, что в Мангистауской области предположительно располагается база подготовки боевиков джихадистского толка, общий религиозный фон в регионе ровный и менее подвержен влиянию ислама, чем в соседней Актюбинской области или в Алматы.
Одним из факторов, сдерживающих распространение религиозного экстремизма, является обособленное положение казахских родов Мангистауской области и вытекающий отсюда трайбализм, вкупе с близостью исторических вождей местных родов к суфийскому направлению мусульманства.
Имеющиеся ячейки экстремистского толка вербуют только тех, кто разочаровался в местной и центральной власти. Поэтому при наличии таких альтернатив экстремизму, как достойная работа, благоустройство региона, возможность творческой самореализации, проблема религиозного экстремизма решится при условии отсечения импорта крайних течений ислама.
Оралманы. Необходимо признать наличие проблемы оралманов в регионе, однако она не превышает средний фоновый уровень по республике. Для сравнения: в Алматы оралманы и внутренние мигранты были большей проблемой во время столкновений с полицией в микрорайоне «Шанырак». Отметим, что оралманы из одних и тех же областей Каракалпакии, будучи переселенными в Алматы и Мангистау, вовлекаются в орбиту местных отношений: мирно работают или протестуют, глядя на местную ситуацию. Поэтому проблема оралманов существует исключительно в рамках проблемы перенаселенности региона - несоответствия количества жителей доступности продуктов питания и социальных удобств.
Необходимо добавить, что нынешние волнения в регионе наносят ущерб имиджу республики как объекту инвестирования. Неспособность государства быстро, бескровно и эффективно решить проблему забастовок убеждают китайских партнеров и западных наблюдателей в слабости государственной власти Астаны в этом регионе. Вероятнее всего, восточные и западные партнеры сделают вывод, что, помимо Астаны, им следует договариваться с местными мангистаускими элитами. Это усилит центробежные тенденции не только на западе РК, но и в других регионах.
ПРОГНОЗ ПО СИТУАЦИИ
Структуры государственной политики в регионе - областной акимат, РД КМГ -громоздки, неоднородны и не имеют общих стратегических задач. Общие цели возникают только как реакция на местные события.
Поэтому, вероятно, власти региона и нефтяные компании объединятся, чтобы решить проблему забастовки силовым способом - арестом активистов и их штрафами.
Ни акимат, ни местные силовые структуры не заинтересованы в мирном решении проблемы и не способны сделать это в свою пользу. Это не в интересах ряда чиновников, так как забастовки могут быть прибыльны криминальным группировкам в сфере добычи и продажи нефти. Силовые структуры заинтересованы в демонстрации своей лояльности к центральному руководству через подавление протестов.
В случае регулярного повторения забастовок при поддержке граждан из-за границы, начиная с осени 2011 или весны 2012 года, они начнут распространяться по территории сырьевых регионов РК.
Основные причины протестного потенциала региона и стратегические предложения по их минимизации.
1. В силу особенностей регионального менталитета, климатических условий (сходных с африканскими странами) и невнимания основного населения страны и СМИ Мангистауская область является идеальным полигоном для отработки социального сопротивления и гражданского неповиновения официальным властям.
Предложение
В ходе личных бесед с забастовщиками и их лидерами специалисты отметили, что личностные мотивы большинства - привлечь к себе внимание публики. Поэтому предлагается уделять большее внимание событиям в Мангистауской области в центральных и республиканских СМИ. До 4-х сюжетов в неделю на гостелеканалах. 3-4 информационных сообщения и статьи в газетах и информационных агентствах в день.
Набрать собственных корреспондентов в Актау и Жанаозене для информационных агентств.
В результате местное население должно регулярно получать достоверную информацию о своем регионе из центральных телеканалов и газет, чтобы поднять уровень доверия к официальной Астане.
На данный момент как альтернатива всем телеканалам и СМИ в регионе работают телеканалы и новостные издания, финансируемые Мухтаром Аблязовым (K+, «Республика», «Взгляд»). Вследствие этого перечисленные СМИ доминируют в Жанаозене.
Необходимо оперативно и в значительной степени улучшить работу местных СМИ в регионе. Улучшить ситуацию с интернетом и активно создавать местный интернет-контент.
Вместе с этим, предлагается в Жанаозене провести выездное заседание высокого уровня по развитию малых городов с участием депутатов парламента, министров и акимов других областей.
В качестве обязательной меры - увеличение штата МВД и КНБ в самом городе Жанаозене.
2. Недостаточная социальная защищенность работников нефтяных компаний. В области действительно низкое качество жизни, перенаселенность Жанаозена, малое количество растительности в населенных пунктах. Недостаточна работа с экологическими аспектами региона.
Предложение
Необходимы оперативные меры по повышению качества жизни в Жанаозене:
- обеспечить население региона пресной водой (именно недостаток воды, зелени и удобств делает постоянно проживающих здесь жесткими и неуступчивыми);
- начать программу озеленения городов и поселков - капельное орошение будет эффективным, и диверсифицировать МСБ - парники и животноводство;
- внедрять альтернативные источники энергии, чтобы показать населению, что нефть не настолько важна;
- увеличить количество детских садов, открыть центры детского досуга, спортивные секции и крупный развлекательный центр в Жанаозене, сеть быстрого питания;
- улучшить условия работы нефтяников. Сделать посещение физкультурно-оздоровительного комплекса РД КМГ бесплатным для всех работников крупных компаний и 50%-ную скидку для членов их семей. Помимо помывочных душевых, открыть общественные бани для сотрудников. Бани важны для снятия рабочего стресса.
Осуществление данных программ отвлечет значительную часть населения от желания работать только на нефтепромыслах. Ввиду хаотической застройки Жанаозена рекомендуется принять генеральный план застройки города.
Главной мерой для снижения протестных настроений во всей области будет развитие туристского потенциала, который сейчас оставлен без внимания.
3. Низкий уровень образования в регионе. Колледжи и вузы области обучают, главным образом, нефтяным специальностям. В Мангистаускую область едет мало специалистов ненефтяных специальностей (агрономы, животноводы, инженеры в области машиностроения), что концентрирует все работоспособное население в сфере нефтяных операций.
Предложение
Диверсифицировать образовательное предложение в регионе и в Жанаозене в частности. Обязательно ввести среднеспециальное образование по электрооборудованию и обслуживанию ветрогенераторов. Целесообразна подготовка агрономов, животноводов, специалистов в области ирригации, туристского бизнеса. Открыть квоты для выходцев из Мангистау в учебных заведениях МВД и МО РК. Предлагается путем отправки местной молодежи в вузы других областей организовать обмен населением между областями.
4. Работа, принятие кадровых решений местных нефтяных компаний непрозрачны для населения. По информации самих рабочих и ИТР, взятка за трудоустройство в ПФ «Озенмунайгаз» достигает Т1 млн, в зависимости от должности.
Предложение
Предлагается ввести открытые конкурсы на вакансии в виде бумажных или компьютерных тестов. Необходимо также регулярно разъяснять рабочим структуру компании, активы и пути получения прибыли, чтобы каждый смог осознать свою важность в общей доле прибыли.
По результатам ряда поездок в регионы республики и, в частности, в Мангистаускую область, эксперты пришли к выводу, что в Казахстане отсутствуют источники достоверной, нейтральной информации о происходящих в стране событиях.
Организации, уполномоченные давать структурированный периодический анализ ситуации (местные исполнительные органы, компании фонда «Самрук-Казына», агентство РК по статистике, СМИ, находящиеся под контролем правительства), не демонстрируют дисциплинированной информационной работы, в том числе из-за нечеткости поставленных задач.
Информационные упущения в работе центра усугубляются региональными элитами, значительно подрывая репутацию центральной власти - президента и правительства. Более того, элиты на местах заинтересованы в дезинформировании центральных органов в целях злоупотребления бюджетными финансовыми средствами и активами для личной выгоды.
В данной связи возникает необходимость создания группы анализа региональной информации, для отслеживания и своевременного реагирования на ситуации в регионах Казахстана и Центральной Азии. Группа также сможет оценивать региональные риски, создавать информационные волны для формирования конструктивной позиции к возникающим проблемным ситуациям у граждан Казахстана и у других внешних пользователей информации, а также решать разноплановые задачи нестандартными методами.
Расул Рысмамбетов