Газета "Наш Мир" br>Иан Флетчер – старший экономист лоббистской организации «Коалиция за преуспевающую Америку» (Coalition for a Prosperous America) и автор книги «Свободная торговля не работает: Что заменит ее и почему?» (Free Trade Doesn't Work: What Should Replace It and Why?) – посвятил колонку на сайте The Huffington Post развенчиванию мифа о том, что в США существует свободная рыночная экономика. Slon публикует тезисы статьи.
Все воспевают свободный рынок. Все в Америке знают, что свободный рынок – лучший вариант экономики. Пора признаться, что никто по-настоящему не верит в свободный рынок. Более того – компании бегут от него, как от чумы.
Причина проста: настоящий свободный рынок должен обеспечивать условия для высокой конкуренции. Показатель, по которому определяется победитель среди соперничающих компаний, – это цена. Если вы хотите выиграть, вы должны опускать цену. Что означает – вы получите меньше прибыли, чем могли бы. Поэтому компании делают все для того, чтобы отличить свой товар от товаров конкурентов: для начала клеймят их марками и брендами. Покупатели ни в коем случае не должны думать, будто продукция всех производителей одинакова. Это не недостаток капитализма, это его суть. Это то, что делает капитализм капитализмом.
Правило дифференциации товаров работает также на рынке рабочей силы. Вы получаете зарплату выше заработного минимума, потому что у вас есть навык делать что-то, что другие не могут. Этим вы выгодно отличаетесь от безработных – и благодаря этому вам не нужно отстаивать свое место в соревновании с каждым безработным. Лишь с теми, кто обладает похожими способностями. Ваши навыки – это то, что экономисты называют «барьером входа на рынок». Все меняется, если посмотреть на рынок не со стороны продавца, а со стороны покупателя. Вы хотите купить живую елку на Рождество, и вам точно не понравится, если в городе будет лишь один базар с хвойными деревьями. В ваших интересах, чтобы их было как минимум два, чтобы вы могли сравнить качество и цены. Еще лучше, если все базары будут доступны в интернете – тогда вы сможете найти ель по самой низкой цене в мире. Ваше желание покупателя – ночной кошмар для продавца.
Люди верят в свободный рынок лишь тогда, когда им это выгодно – а значит, не верят в него. Тот, кто говорит, будто верит – либо идиот, либо врет, либо плохо разбирается в вопросе. Одним из главных, но не замеченных достижений республиканцев было уничтожение в Штатах антимонопольного закона. Американская промышленность сейчас сконцентрирована так, как не была сконцентрирована даже до прихода Рузвельта и поддерживающих его противников трестов. Большинство американцев даже не заметили, что это случилось – потому что олигополии сегодня успешно скрывают свое существование. Индустрия оправы очков в Америке монополизирована конгломератом Luxottica. Компании, пытающиеся попасть на рынок, дистанцированы от систем сбыта. Их контролирует скрытый монополист. Покупатель не в курсе происходящего, потому что количество брендов – не имен поставщиков, а брендов – остается разнообразным.
Монопсония – еще одно явление, которое процветает в Штатах. Так, американские фермеры попали в ловушку концентрации рынка: они оказались пойманными между монополиями, повышающими свои затраты на производство, и монополиями, понижающими цену своей продукции. Республиканцы после Никсона пытались любыми силами снизить ценообразование на рабочую силу. Но амнистия для нелегальных иммигрантов, которой добился Рейган в 1986 году и которую пытался продвинуть Буш в 2007-м, – это вовсе не добрая воля президентов, это всего лишь желание получить дешевые рабочие руки.
Действительность состоит в том, что фундаментом американской экономики никогда не являлся свободный рынок. Свободный или почти свободный рынок тем не менее существует в других отраслях экономики, но только не в случае с рабочей силой. Благодаря ценообразованию существует сфера новых технологий. Система патентов – довольно новое изобретение рынка – до сих пор не прижилась даже сейчас в большинстве стран. Инновации не становятся дешевле, и лишь немногие компании могут позволить себе их.
Даже экономия за счет увеличения масштаба, которая свойственна современному производству, подразумевает менее свободный рынок. Потому что эта система поощряет процветание олигополии – ведь она рассчитана на несколько крупных производителей.
Большинство развитых государств признают отсутствие свободного рынка. Они направляют свои силы на уменьшение негативных эффектов олигополии, используя при этом ее положительные стороны. Эти государства понимают, что корпорации необходимы, но часто занимаются пиратством – правительства ищут способы заставить корпорации делиться награбленным. Американцы же живут в государстве, отрицающем пиратство в принципе.
|