О том, что США занимают первое место в мире по количеству психических больных, писалось не раз. Это неудивительно, если принять во внимание тот социокультурный базис, на котором покоятся основы американской культуры. Но немалый вклад в «увеличение» количества людей с психическими отклонениями вносит сама американская психиатрия в погоне за прибылью. Что тоже неудивительно, если учесть степень коммерциализации американской медицины.
Некоторые психиатры утверждают, что 1 млрд. людей в мире имеют отклонения в психике и, следовательно, нуждаются в помощи психиатра. Немалое количество из этого миллиарда проживает непосредственно в США. Только среди американских школьников 17 млн. человек регулярно принимают антидепрессанты. Депрессии – непременный атрибут американского образа жизни и прекрасная возможность для психиатров набить свой карман.
По словам журналистки Келли О`Меара, психиатрия в Соединённых Штатах превратилась в средство многомиллиардного заработка. Реклама успокоительных средств и медицинских услуг в области психиатрии «подсказывает» рядовому американцу, где и у кого лечиться, и чем он болен. Но не всегда это лечение доводит до добра.
Роберт Уитакер, автор нашумевшей книги «Сумасшедшие в Америке», пишет, что случаи, когда в психлечебницах томятся здоровые люди, не так уж редки. Причина – желание психиатров побольше заработать. За последние 40 лет в американских психиатрических заведениях умерло больше американцев, чем во всех войнах с участием США, начиная с 1776г.
Психиатрия как наука в современном её понимании зародилась в Англии, где появилась лечебница, больше похожая на тюрьму, под названием Бедлам. Сегодня это уже имя нарицательное. Бедлам был просто складом тех, кого врачи нашли безумным. И, поскольку в те времена наука не обладала богатым опытом и запасом знаний, в безумные записывали и тех, кто был вполне вменяем. Обращение с пациентами в Бедламе не отличалось обходительностью. Их избивали, окунали в ледяную воду, сажали на привязь, и за умеренную плату (капитализм!) разрешали публике прийти поглазеть на этих несчастных. Знаменитый в те времена английский психиатр Уильям Бетти на разрекламированной им самим деятельности психиатрических лечебниц сколотил себе немалое состояние.
Наш современник, доктор Тай Коберт, утверждает, что о биологической природе психзаболеваний заговорили именно ради получения барышей.
В 1812 г. Джеймс Раш, отец американской психиатрии, описал свои опыты над несчастными больными, которых он больше калечил, чем лечил. По словам заместителя директора Центра истории медицины Джозефа Меллинга, «к 1860-1870гг. исцелений больных, попавших в руки психиатров, не наблюдалось», что породило некий пессимизм в отношении психиатрии в целом в Европе и Северной Америке.
С появлением на медицинской сцене Генри Коттона все вновь заговорили о «психиатрическом чуде». Но «чудо» Коттона мало чем отличалось от методов гестапо. Ампутации он объявил передовым методом лечения психических отклонений, и начинал ампутировать у пациента всё – от зубов и миндалин, и дальше вниз – до пазух носа и желудка. Поэтому профессор Томас Саш, автор книги «Миф об умственных болезнях», заявляет, что «история психиатрии есть история нанесения вреда пациентам».
Американская психиатрия тесно связана с евгеникой, расистской наукой, популяризировавшейся нацистами. Достижения евгеники впечатлили Адольфа Гитлера, который объявил своей Библией труд американского евгеника Мэдисона Гранта «Уход великой расы». Немецкие евгеники радостно восприняли приход к власти нацистов, и к 1933г. 40% немецких психиатров состояли в войсках СС. Когда в 1946г. их привлекли к ответственности за опыты над заключёнными фашистских концлагерей, за них встали горой их американские коллеги из числа психиатров!
Многие из евгеников, избежавших суда благодаря такому заступничеству, эмигрировали в США, где продолжили свои исследования о полноценности и неполноценности тех или иных рас. В Америке их наработки пришлись к месту. Тем более что ещё в 1830-х американские психиатры пытались доказать умственную неполноценность негритянского населения. Джеймс Раш ввёл тогда понятие «негритянства» как медицинского термина – все негры наследственно неполноценны. Негритянство он приравнял к проказе, а сегрегацию оправдывал медицинской необходимостью. Тогда же психиатр из Луизианской медицинской ассоциации Сэмюэль Картрайт ввёл другой термин – драпетомания, согласно которому если чернокожий раб сбегал от своего господина, он объявлялся психически больным. Картрайт предлагал в качестве наиболее эффективной лечебной процедуры порку. Кроме того, предписывалась и ампутация пальцев ног.
Картрайт описал и другое расстройство «Dysaethesia Aethiopica» для объяснения очевидного отсутствия мотивации, демонстрируемого многими рабами, которое, как он также утверждал, могло бы быть излечено поркой.
Ему вослед, психиатр Бевис в медицинских журналах упорно обзывал африканцев «потомками дикарей и каннибалов», плохо приспособленными к цивилизации. Неудивительно, что расистское сообщество Ку-клукс-клан всегда контактировало с учёными-евгениками.
Руководитель Центра насилия (ну и название!) психиатр Уэст вынашивал планы по вживлению электродов в мозг афроамериканских и латиноамериканских мужчин, чтобы с помощью удара током прямо в мозг предотвращать их агрессивное поведение. Если это не поможет, Уэст предлагал химическую кастрацию. И только из-за общественного возмущения Уэсту пришлось отказаться от своих зверских планов.
Этот психиатрический расизм перекинулся на другие континенты. В ЮАР белое меньшинство превратило психбольницы в лагеря рабского труда негров, в которых скончались 67 000 пациентов. Прибыль же психиатров составила $117 млн.
Свою лепту в становление психиатрии внесли учёные-бихевиористы. Их кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Вильгельм Вундт, знаменитый в то время бихевиорист, определял человека как пассивное животное, мышление – как химическую реакцию мозга. Поклонник бихевиоризма психиатр Скиннер сконструировал т.н. «скиннеровский ящик», в котором регулировалось всё – от температуры до освещения. Более года в этом ящике Скиннер держал собственную дочь, заставляя её реагировать на внешние стимулы, словно подопытную крысу.
Всего с 1948г. американская психиатрия получила из бюджета $19 млрд. Сегодня ей выделяется не менее $40 млн. ежегодно, а некоторые современные методы воздействия на пациентов заставляют вспомнить о временах Джеймса Раша или Бедлама. Американской общественности стало известно о т.н. «аверсионной терапии» - попросту говоря, о мерах физического воздействия на обитателей школ-интернатов для правонарушителей. Через закрепленные на теле провода юные хулиганы в воспитательных целях получали удар током в 270 вольт. Те, кто тайком пытался снять с себя это приспособление, получали ещё один удар током. Его получали даже те, кто в предчувствии очередного электрошока начинал заранее кричать. Психиатр Фримен, получивший известность благодаря изобретённому им способу лоботомии, объявил, что этим он излечивает своих пациентов от психических заболеваний. Если до Фримена при лоботомии просверливались отверстия в черепной коробке, то метод Фримена заключался в том, чтобы без сверления, а непосредственно под орбитальную кость (под веком) загонялось шило, которым Фримен елозил туда-сюда в мозгу пациента, что приводило к разрушению мозговых клеток. Когда из-за смерти одного из пациентов Фримена лишили медицинской лицензии, он успел провести 3500 операций. По его же признанию, четверть его пациентов пришли в «растительное состояние», потеряв человеческий облик.
В наш век деньги делают на всём. В том числе, на здоровье людей. «Делай деньги» - главный девиз капитализма. Вашингтон предпочитает делать деньги на жизнях граждан других государств. Но иногда достаётся и самим американцам.
Илья Макаров