Для разведок стран Запада и их азиатских союзников смерть северокорейского диктатора Ким Чен Ира стала полной неожиданностью. Их не насторожил ни "панический перезвон" между чиновниками, ни скопление войск вокруг пресловутого бронепоезда. Закрытость Северной Кореи и в будущем серьезно осложнит расчеты, которые, как и прежде, будут во многом строиться на догадках, пишет The New York Times.
Это не первый случай, когда спецслужбы оказались не на высоте на северокорейском направлении. Ранее на протяжении полутора лет для них оставалось секретом, что в КНДР построен завод по обогащению урана. Кроме того, без их ведома азиатская диктатура помогла со строительством ядерного реактора Сирии, причем северокорейские чиновники в этот период "регулярно посещали объект", говорится в статье.
"У нас есть четкие планы действий на случай нападения со стороны Сверной Кореи, но не на случай крушения северокорейского режима", - признал Майкл Грин, в прошлом советник Джорджа Буша по Азии. Несмотря на информацию с американских разведывательных самолетов и спутников, данные высокочувствительных радаров, установленных вдоль границы между двумя Кореями, а также на рассказы многочисленных беженцев, о том, что творится в северокорейском руководстве, известно "на удивление мало", пишет издание. Особенное беспокойство все это вызывает в Южной Корее, столица которой находится всего в 35 милях от границы с северным соседом и где о смерти Ким Чен Ира узнали лишь спустя 51 час из официального сообщения. Президент страны за это время успел встретиться с японским премьер-министром в Токио, вернуться в страну и отпраздновать 70-летний юбилей.
"Хуже всего для нашей разведки то, что мы не в состоянии глубоко внедриться в существующее руководство. У нас есть перебежчики, но информация у них зачастую устаревшая. У нас есть доступ к фигурам среднего уровня, но те зачастую не осведомлены о событиях в ближнем кругу", - рассказал на условиях анонимности экс-сотрудник ЦРУ. "Этот общественный строй черпает силы в своей непрозрачности. Там все очень запутанно. Понять структуру руководства невозможно без погружения в корейскую культуру и понимания основ конфуцианской культуры", - отмечает бывший посланник США в Северной Корее по ядерным переговорам Кристофер Хилл.
Эксперты, тем не менее, пытаются предугадать, как будут развиваться события. Говорит бывший советник президента США Барака Обамы по Азии Джеффри Бейдер: "Плохой сценарий таков: плавный переходный период, народ продолжает голодать, а они продолжают разрабатывать ядерное оружие. Еще хуже переходный период в условиях нестабильности, когда никто ни за что не отвечает, а органы управления их ядерной программой становятся еще менее прозрачными".
The New York Times