Наконец-то свершилось - Медведев, у которого было на это четыре года, изложил конкретную и действенную программу политических перемен, комментируют СМИ вчерашнее Послание президента РФ Федеральному Собранию. Реализует ли Путин что-то из этих реформ? Или это "косточки", которые набросали протестующим накануне пугающей субботней акции оппозиции?
Кремль идет на уступки перед лицом активизирующихся протестов, пишет французская , комментируя вчерашнее Послание президента Медведева Федеральному Собранию.
Растущее народное недовольство не помешало новой Думе открыть в среду очередную сессию, но одновременно власть пытается нейтрализовать кризисную ситуацию, отмечает корреспондент Вероника Дорман. Принимая во внимание требования перемен, но не желая позволять "провокаторам и экстремистам втянуть общество в свои авантюры", президент Медведев предложил депутатам и сенаторам "комплексную реформу политической системы". Все четыре года до этого "главная функция главы государства заключалась в том, чтобы огибать углы жесткой политики премьер-министра Владимира Путина и проливать бальзам на души тех, кто стремился к демократизации политической и общественной жизни в России", говорится в статье.
"Благие пожелания" Медведева - это предложения уходящего президента, ослабленного и дискредитировавшего себя добровольным уходом с целью уступить место ментору, указывает издание, реализовывать их предстоит администрации Путина. "Проблема в том, что власть не говорит "мы проводили неправильную политику, поэтому будем проводить реформы", она говорит "мы очень хорошо поработали, но решили сменить курс", не объясняя почему, - приводит журналистка мнение Маши Липман, аналитика Центра Карнеги. - А как же общество?".
Наконец-то свершилось - человек, который должен был олицетворять чаяния молодого среднего класса, изложил конкретную и действенную программу политических перемен, пишет The New York Times. Президент России, в частности, "порекомендовал вернуться к прямым выборам губернаторов, удалить жен и детей чиновников из руководства прибыльных корпораций и создать общественный телеканал, огражденный от манипуляций Кремля", сообщают Эллен Барри и Майкл Швиртц.
Если предложения будут воплощены в жизнь, это станет шагом к демонтажу сильно централизованного госаппарата, созданного наставником Медведева, Путиным. "Престранный поворот сюжета: эти идеи взяты на вооружение только теперь, когда Кремль подвергается нажиму крепнущего протестного движения", - замечает газета.
"Если бы эти реформы были начаты три года назад, ситуация была бы абсолютно иная. Не сложилось бы опасной ситуации. Но теперь люди понимают, что эти господа в страхе разбегаются и заговорили об этом, потому что испугались", - считает телеведущий Владимир Познер, который, по его словам, 7 лет ратовал за создание общественного телеканала.
Со своей стороны, Кремль отрицает, что предложения Медведева - это уступки участникам митинга на Болотной. Медведев не упомянул о недавних утверждениях, что на парламентских выборах имела место фальсификация, которые быстро переросли в сомнения в легитимности правительства в целом. Он также повторил мнение Путина, что акции протеста проводятся по подстрекательству внутренних и внешних врагов России, пишет газета.
Достаточно ли влиятелен Медведев, чтобы гарантировать, что его предложения не отложат в долгий ящик и не выхолостят? "Слишком мало и слишком поздно, - охарактеризовал вчерашнюю речь Медведева Дмитрий Тренин, директор Carnegie Moscow Center. - Он не наделен личными способностями для того, чтобы добиться осуществления программы". Медведева могут назвать трагической или жалкой фигурой, полагает Тренин: "Думаю, он осознает, что на президентском посту упустил свой шанс".
Со своей стороны, Познер считает, что предложения Медведева - например, идея общественного телеканала - показывают прагматизм российского руководства. "Эти предложения отражают перемены, которые, на взгляд лидеров, необходимы, чтобы они остались у власти", - пояснил телеведущий.
Первоначально Кремль занял жесткую позицию относительно акций протеста, однако последнюю неделю проводит более примирительную линию, полагает The Wall Street Journal. Путин на днях предложил политические реформы, и Медведев вчера сказал, что его программа отражает эти инициативы и что многие проекты будут внесены в парламент в последние 4 месяца его президентского срока. Но критики замечают: Медведев и раньше обещал шаги, частично демонтирующие наследие его предшественника, однако обещаний не сдержал. Назначение Сергея Иванова, многолетнего союзника Путина, на пост главы администрации президента - знак, что Кремль верен преемственности, считает газета.
"Если нет гарантии честного проведения выборов, то формально они могут ввести прямые выборы губернаторов и некоторых депутатов, но результаты все равно будут сфальсифицированы", - отметил в интервью "Интерфаксу" лидер "Яблока" Сергей Митрохин.
"Ну что, "косточек" нам накидали, теперь надо либо из них пытаться что-то путное склеить, либо требовать остатки скелета", - написала в Twitter Елена Панфилова, активист антикоррупционной организации.
Большинство комментаторов отмечают, что трудно воспринимать вчерашние заявления всерьез, так как Медведев - "хромая утка", пишут авторы материала в The Financial Times. "Вот увидите, путинская команда не допустит такого", - сказал лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
Некоторые заподозрили, что Медведев играет знакомую роль - хорошего полицейского рядом с плохим полицейским Путиным - давая надежду российским образованным либералам, что реформы грядут, проявите терпение, говорится в статье.
Лилия Шевцова, специалист по российской политике Московского центра Карнеги, сомневается, что какие-либо из заявленных мер будут осуществлены при Путине: "Реализует ли Путин что-то из этих реформ? А зачем? - сказала она. - Конечно, они пытаются обещать все и всем, чтобы утихомирить протесты 24 декабря, но никто их больше не слушает".
Вчера Медведев продолжал разыгрывать свою излюбленную карту "современного и реформаторского лица" в правящем тандеме, пишет итальянская La Repubblica: он пообещал вернуть прямые выборы губернаторов, уменьшить препятствия для кандидатов, обеспечить свободный доступ к выборам оппозиционным партиям, "справедливые и честные" выборы,. Всего этого громко требовали участники 100-тысячной манифестации 8 декабря, и к этому призывало интернет-сообщество.
Медведев выступал крайне эмоционально, подчеркивая темы, которые, по меньшей мере на словах, характеризовали его президентство. Стоя перед Путиным, казавшимся особенно серьезным и сосредоточенным, Медведев говорил о необходимости пойти навстречу требованиям изменившегося общественного мнения, пишет корреспондент, которому наиболее запомнилась фраза "России нужна демократия, а не хаос".
"Вне всякого сомнения, эти обещания имеют целью обеспечить больше доверия российской власти, однако сами реформы остаются пока довольно расплывчатыми и не привязанными к конкретным срокам, - комментирует автор статьи. - В любом случае, слова президента подтверждают тот факт, что протесты последних дней поколебали уверенность правящей верхушки. "Бандерлоги", как назвал свой народ Путин несколько дней назад, готовятся к манифестации, которая побьет все рекорды по числу участников. Вероятнее всего, протестующие потребуют как можно быстрее, быть может к мартовским президентским выборам, осуществить реформы, о которых вчера говорил Медведев".
Российской правящей элите нечего противопоставить протестам против фальсификаций результатов выборов, поэтому, пишет в австрийской Die Presse Эдуард Штайнер, власть начинает идти на уступки.
Путин снова займет президентское кресло лишь после мартовских выборов, но уже вчера его коллега по спецслужбам, до недавних пор занимавший должность вице-премьера, "ястреб" Сергей Иванов был назначен главой кремлевской администрации. Это, отмечает автор, произошло всего через пару часов после того, как Медведев огласил свое Послание, в котором заявил о необходимости проведения политических реформ, подчеркнув, что это оговорено с Путиным.
"Что бы ни предпринимал сегодня правящий тандем, его легитимность и авторитет начинают иссякать", - пишет Штайнер. По мнению социолога Сергея Белановского, нынешняя фаза во внутрироссийском политическом процессе таит в себе много опасностей, поскольку Путин будет стараться обеспечить себе максимальный результат на предстоящих мартовских президентских выборах - и это может еще больше подорвать его легитимность.