Высказывания о возвращении американских предприятий из Китая на Родину начинают волновать каждого экономического обозревателя.
Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что когда товары американского производства продаются по таким же ценам, что и продукция, произведенная в Китае, это говорит о пробуждении тех, кто принимает решения, а также означает наступление кошмарного сна для китайских предпринимателей. Вместе с тем, все больше товаров "китайского производства" превращаются в продукцию "американского производства", потребуется некоторое время, чтобы объяснить, какое значение данное явление имеет для потребителей.
Хотя еще полгода назад появились сообщения о том, что американские предприятия возвращаются в США, автор данной статьи все же считает, что это слухи, нежели факт. Однако сейчас подобные сообщения поддерживаются статистическими данными. По прогнозу Бостонской консалтинговой группы (Boston Consulting Group, BCG), примерно 15% американских компаний, ориентированных на североамериканский рынок, намерены вернуться из Китая в США. "К 2015 году произведенные в США товары будут иметь такую же конкурентоспособность, что и продукция китайского производства". Это означает, что у Китая осталось менее чем пять лет, чтобы достойно ответить на этот вызов".
Поскольку такая тенденция уже проявилась, руководители всех уровней должны внимательно следить за ней, предпринимателям-стратегам необходимо приспособиться к новой ситуации, а местные власти должны принять предупредительные меры.
При тщательном анализе, можно увидеть, что возвращение американских компаний из Китая происходит в зависимости от увеличения или сокращения сравнительных преимуществ Китая и США, в том числе и от субъективных и объективных факторов. В связи с финансовым кризисом, который нанес сильный удар по экономике Штатов, представители разных общественных кругов США требуют усилить развитие реального сектора экономики и уменьшить потребительскую долю в национальном хозяйстве. Некоторые отмечают, что необходимо изменить экономическую структуру США, в которой 70% составляют потребительские расходы, нужно развивать производственную, а не потребительскую экономику. При этом, чтобы поощрять инвестиции в реальный сектор экономики, в том числе и производственную сферу, некоторые американские штаты начали вырабатывать льготные налоговую, кредитную и земельную политики, как и Китай в начальный период проведения политики реформ и открытости. Между прочим, важно и то, что в США стоит высокая безработица, все больше людей хотят работать на заводах и фабриках. Новые и незаконные иммигранты, большинство из которых мексиканцы, уже стали основным источником рабочей силы в США, они все больше проявляют интерес к работе на фабриках.
С другой стороной, в Китае также происходят перемены. Выстояв трудности финансового кризиса, КНР предприняла сильную политику стимулирования, в результате на китайском рынке недвижимости образовались огромные пузыри. Вместе с регулированием социальной политики, растут требования к защите рабочего труда. Такие призывы особенно часто можно услышать в районе дельты реки Чжуцзян, который известен как "мировой завод". В последние годы все более заметной становится нехватка рабочей силы, вместе с тем, увеличивается стоимость труда. Чтобы ни покупал Китай на мировом рынке, все продается по высокой цене, поэтому полученное КНР сырье и энергические ресурсы, возможно, самые дорогие в мире. Вместе с тем, наблюдаются чрезмерно высокие цены на землю.
По прогнозу газеты The Wall Street Journal, в ближайшие пять лет себестоимость произведенных в некоторых районах США товаров будет только на 5%-10% больше, чем в приморских городах Китая.
Как бы то ни было, для района дельты реки Чжуцзян и даже всего Китая, в условиях возрождения "американского производства" и возможного нового раунда перемещения центра мировой производственной индустрии, КНР не должна останавливаться лишь на преобразовании "китайского производства" в "китайское новаторство" или "китайскую разработку", она должна быть готова и к оборонительной войне в защиту "китайского производства".
Пэн Пэн