"По прошествии 60 с лишним лет с момента основания государства Израиль конфликт между ортодоксальными и светскими евреями обостряется", - сообщает во вторник газета Die Welt.
"Когда ортодоксальные иудеи сегодня требуют полного разделения полов не только в автобусах, дети-инвалиды подвергаются травле за то, что в шаббат пользовались инвалидным креслом с мотором, а маленьких девочек оплевывают за якобы непристойный внешний вид - это недостойно открытого общества", - пишет автор статьи Михаэль Боргштеде.
"Грозит ли теперь Израилю война религиозной и светской культуры? Разумеется, следует решать практические проблемы: быстро растущее сообщество ортодоксальных иудеев должно меньше зависеть от социальных льгот и обеспечить свою интеграцию на рынке труда", - пишет Боргштеде.
"Роковой компромисс, освобождающий любого ортодоксального иудея от службы в армии на то время, пока он числится очным студентом религиозной школы и не имеет собственного дохода, вряд ли можно будет поддерживать в долгосрочной перспективе. Но это только симптомы. Сам конфликт по поводу еврейской государственной идентичности будет существовать и дальше. Ему столько же лет, сколько сионизму", - продолжает автор.
"Сионистское движение возникло в конце XIX века как реакция на две противоположные тенденции, касающиеся европейских евреев", - сообщает автор. "С одной стороны, евреи благодаря значительному уравниванию в правах и появлению гражданской культуры все прочнее интегрировались в общество европейских стран". С другой - "все более агрессивный антисемитизм ставил под угрозу именно эти попытки интеграции и обострял вопрос о будущей жизни евреев. Сионистские лидеры увидели ответ на эти задачи в национальном еврейском сообществе", пишет Боргштеде. По его словам, главной целью этого сообщества должно было стать "создание для еврейского народа правоохраняемого убежища в Палестине" (цитата из заключительной декларации конгресса Всемирной сионистской организации 1897 года).
"В конечном счете сионизм так и не смог стать полностью секулярной идеологией", - пишет Боргштеде. "Само возвращение еврейского народа в библейскую "Землю обетованную" невозможно без ассоциаций с Библией".
"По западным меркам Израиль не является светским государством. Но буянящие ортодоксы, откровенно презирающие правовое государство, даже в глазах верующих израильтян преступают определенные границы", - пишет автор.
Боргштеде также предостерегает от стремлений "объединить попытку ортодоксов утвердить свой образ жизни с антидемократическими законопроектами правительства Нетаньяху и составить из этого апокалиптическую картину". "Сравнения с Ираном или Саудовской Аравией, зачастую высказываемые с затаенным удовлетворением, неуместны и искажают реальность", - говорит он.
"Фактически Израиль останется двойственным государством: современной страной с высокими технологиями, в которой государствообразующую функцию несут религиозные традиции", - рассуждает Боргштеде.
"Если бы мусульманские страны региона могли бы так же искусно выполнить шпагат между традиционно-религиозной основой и либеральным, открытым для мира обществом, это уже было бы большим достижением", - заключает он.
Михаэль Боргштеде