В «анонимном инновационном парке» аналитики ЦРУ, которые в шутку называют себя «библиотекари-ниндзя», добывают массу полезной информации о людях из других стран, рассказывающих о себе, отслеживая все, начиная с простого общественного мнения, заканчивая революциями.
Усилия группы ежедневно дают Белому дому «снимок среды», составленный из твитов, газетных статей и обновлений на Facebook. Временами Open Source Center ЦРУ обрабатывает до 5 миллионов твиттов в день. Аналитики также отслеживают новостные телеканалы, местные радиостанции, интернет-чаты и форумы, посредством которых люди за пределами США могут наполнять открытое информационное пространство.
Корреспонденты Associated Press получили беспрецедентную возможность познакомиться с операциями центра, включая ознакомление с его основными средствами. За это, они согласились не раскрывать его точное местонахождение и личности тех, кто в нем работает, поскольку большая часть деятельности центра – засекречена.
От арабского языка до мандаринского наречия, от сердитого твитта до вдумчивого блога, аналитики собирают информацию, публикуемую на разных языках мира. Полученную информацию они сравнивают со сведениями из местной газеты или с содержанием перехваченного телефонного разговора. На этой основе они создают аналитические документы, которые доходят и до Белого дома. Таким образом, могут быть созданы документы, которые в режиме реального времени отображают, например, настроения в регионе после того как подразделение «Морских котиков» ликвидировало Осаму бин Ладена, или, возможно, предпосылки к народным волнениям на Ближнем Востоке.
Сотрудники центра отследили нарастающие волнения в Египте. По словам директора центра Дага Наквина, единственное, что не смогли выяснить аналитики, точное время начала революции. В своем интервью корреспондентам, он сказал, что центр «предсказывал возможности социальных медиа в таких странах, как Египет, быть настоящей угрозой для режима».
Данное подразделение ЦРУ было создано на основании рекомендаций Комиссии 9/11 с приоритетной задачей сконцентрироваться на контртерористической деятельности и противодействию распространению оружия. Несколько сотен аналитиков центра (точное количество засекречено) отслеживают широкий круг тем, включая возможности доступа в интернет в Китае и настроения на Пакистанских улицах.
Хотя большинство сотрудников базируются в Вирджинии, они также разбросаны по всему миру в дипломатических представительствах, чтобы быть ближе к своим объектам. Аналитика центра поступает в сводки для Барака Обамы, в той или иной форме, практически ежедневно. Материалы используются для того чтобы ответить на вопросы, которые Обама задает своим советникам по разведке, когда они докладывают ему о тех или иных угрозах или проблемных точках.
Пресс-секретарь ЦРУ Дженифер Янгблад сказала, что основным фокусом деятельности Open Source Center являются процессы за пределами США. Организация не собирает информацию на американцев. По словам директора Наквина, сотрудники центра похожи на героиню известного фильма «Девушка с татуировкой дракона», незаурядных хакеров, которые «умеют найти такую информацию, о существовании которой простые смертные даже не подозревают». Аналитик со степенью магистра и знанием нескольких языков, особенно те из них, кто рос, разговаривая на другом языке, являются прекрасными сотрудниками open source intelligence.
Центр сконцентрировался на обработке данных их социальных медиа после событий Зеленой революции 2009 года, в которой не последнюю роль сыграл Твиттер, когда тысячи граждан опротестовали результаты выборов, которые оставляли Махмуда Ахмадинеджада на посту президента страны. Как сказал Наквин, «фарси тогда был третьим языком по объему присутствия в социальных медиа».
После убийства Бин Ладена в Пакистане в мае этого года, ЦРУ внимательно отслеживало Твиттер чтобы предоставить Белому дому данные о состоянии информационного пространства и общественного мнения на данный момент. Если же твитты не возможно было привязать к географическому местоположению, их отслеживали по принципу языков, на которых они писались. В результате аналитики получили данные о том, что большинство твиттов на языках урду, пакистанском и китайском носили негативную направленность. Должностные лица Пакистана высказали свой протест против оскорбления суверенитета своей страны, что продолжает осложнять американо-пакистанские отношения.
Когда президент Обама произнес свою речь в отношении решения ближневосточной проблемы через несколько недель после операции, в течение следующих суток, в ответ он получил множество недовольных твиттов из Турции, Египта, Йемена, Алжира, Персидского залива и Израиля. Твитты от арабоязычных твиттерян утверждали, что Обама поддерживает Израиль, в то время как твитты на иврите осудили речь как проарабскую. В последующие дни, основные средства массовой информации пришли к такому же выводу, что и аналитики американской разведки, собирающие информацию в регионе.
«Мы делаем все возможное, чтобы получить срез представлений о внешней среде городской элиты» сказал Наквин, признав в то же время, что только маленькая часть населения во многих регионах, которые мониторятся, имеет доступ к компьютерам и Интернету. Однако он указывает, что доступ к сайтам социальных средств массовой информации с помощью мобильных телефонов, растет в таких областях, как Африка. То есть доступ к социальным медиа получает «более широкая часть населения, чем мы могли бы ожидать».
Такие сайты, как Facebook и Twitter стали ключевым ресурсом для отслеживания событий и кризисов, таких как массовые беспорядки, которые бушевали в Бангкоке в апреле и мае прошлого года, сказал заместитель директора центра, имя которого не раскрывается.
По словам Наквина, следующее поколение социальных сетей, по всей видимости, может приобрести закрытый характер, и предоставлять услуги только определенному кругу абонентов мобильной связи, как те, которые Талибан использует для передачи сообщений среди сотен своих последователей в Афганистане и Пакистане. В эти сети можно проникнуть только с помощью технических средств съема информации, которыми располагает АНБ. Однако Наквин обещает, что и его сотрудники смогут подстроиться под изменения, как это делает их противник.