Валютный мир стал более сложным. Две небольшие новости, случившиеся в каникулы, показывают, что западные валюты – особенно американский доллар – теряют свое преимущество, пусть они все еще и находятся в центре внимания СМИ.
Судя по первым дням января, США и Европа будут доминировать в новостях в 2012 году. Президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель скоро встретятся для подготовки евросаммита, который пройдет в этом месяце и который, как минимум, не может быть определен как еще один «последний шанс» (во всяком случае, не сейчас). В США республиканцы официально начали президентскую кампанию, которую мы будем наблюдать в течение следующих нескольких месяцев. Мы считаем, инвесторы все еще воспринимают доллар как тихую гавань, несмотря на предвыборную неопределенность – это позволяет доллару укрепляться против евро.
Итак, все то же самое? Не совсем. Два события показали, что доллар утрачивает статус мировой резервной валюты.
Китайский премьер Вэнь Цзябао и японский премьер-министр Есихико Нода объявили в Рождество, что они будут продвигать использование их собственных валют во взаимной торговле, предпочитая их расчетам в долларах. Само по себе это не новость: Китай уже имеет подобные соглашения с несколькими странами, наиболее заметная из них – Бразилия. Но объем взаимной торговли между Китаем и Японией – второй и третьей крупнейшей экономиками мира – в пять раз больше, чем между Китаем и Бразилией. Китай – крупнейший экспортер японских товаров, Япония – третий рынок для китайских товаров после ЕС и США.
На той же встрече Япония объявила, что могла бы приобрести китайские гособлигации на $500 млн – но эти облигации будут номинированы в йенах. Сама по себе сумма не велика, но сделка поможет преодолеть одно из главных препятствий на пути йены к мировой валюте – недостаточную глубину китайского финансового рынка. Это заколдованный круг. Чем больше активов выпускается в китайской валюте, тем больше глубина финансового рынка Китая, и тем более притягательным он становится для выпуска активов в йенах.
Определенные данные, опубликованные Федрезервом в конце декабря, также подсказывают, что у доллара могут быть проблемы: объем американских казначейских обязательств на балансах иностранных центробанков упал за последние четыре недели до рекордного значения в $69 млрд. И если Банк Японии не покупал казначейские обязательства с целью ослабить йену относительно доллара, то картина в целом выглядит даже хуже. Если Япония и Китай продолжат вместе работать над двусторонним обменным курсом, такой вид поддерживающих доллар интервенций не может больше приниматься во внимание.
Китай и Япония держат на балансах такой большой объем долговых обязательств США, что наметившаяся тенденция может оказать влияние даже на американские процентные ставки на определенной стадии. Вместе взятые, две сильнейшие азиатские экономики – два крупнейших держателя казначейских обязательств США – владеют американскими долговыми бумагами на сумму в $2,1 трлн. Это приблизительно 15% всего долга США, и в два раза больше, чем есть на балансе Федрезерва.
Если экономически сильные страны, такие как Китай и Япония, будут более интенсивно избавляться от доллара во взаимных расчетах, это может серьезно подорвать позиции доллара как мировой резервной валюты. Если и другие страны последуют их примеру и снизят свою зависимость от американской валюты, мы сможем увидеть закат доллара – и его самопровозглашенного конкурента – евро. Раз и навсегда.