В пятницу два бизнесмена, входящих в число самых могущественных людей в России, будут бороться на аукционе за «Первую грузовую компанию» - государственного оператора железнодорожных перевозок. Начальная цена составит огромную сумму - 4 миллиарда долларов.
С одной стороны, на компанию претендует стальной магнат и самый богатый человек в России по версии Forbes Владимир Лисин, состояние которого оценивается в 24 миллиарда долларов. С другой - Геннадий Тимченко, владелец нефтяного трейдера Gunvor и союзник Владимира Путина, с которым он вместе основывали в Санкт-Петербурге клуб по дзюдо.
Итак, кому из них в итоге достанется приз?
Хотя результаты закрытого аукциона не будут объявлены до середины пятницы, большинство отраслевых источников ставят на Тимченко, бизнес-империю которого подобный шаг должен сильно изменить - грузоперевозки одна из решающих вещей в крупном бизнесе.
В случае победы Тимченко возьмет под контроль до четверти рынка железнодорожных грузоперевозок.
Победитель аукциона получит 75 % «Первой грузовой компании», в настоящий момент контролирующейся «Российскими железными дорогами», и возьмет на себя ответственность за транспортировку сырья, такого как нефтепродукты и уголь, через 86 000 километров железнодорожных путей - по второй в мире по размерам железнодорожной сети после американской.
Компании принадлежат 192 000 вагонов - две пятых от их общего числа в стране.
Конкуренты приветствуют продажу «Первой грузовой компании», утверждая, что это ускорит модернизацию и приватизацию железнодорожного сектора. Руководство РЖД, жалуются они, годами затягивало реформы.
Один из представителей отрасли назвал аукцион «важной вехой», добавив, что он увеличит конкурентность - а, соответственно, и эффективность - рынка. Продажа компании, добавил он, подготовит почву для приватизации других дочерних компаний РЖД.
Он также считает, что и Лисин, и Тимченко сумеют компетентно управлять железнодорожным оператором и провести необходимые реформы. Средний возраст вагона «Первой грузовой компании» составляет 20 лет.
Для Тимченко победа на аукционе кардинально изменит ситуацию. Если Лисин уже сейчас владеет транспортными активами стоимостью примерно в 2 миллиарда долларов, в том числе морскими портами и железнодорожными компаниями, то транспортные активы Тимченко до сих пор в основном были связаны, за вычетом пары десятков частных локомотивов, с его нефтяным и угольным бизнесом.
Приобретение «Первой грузовой компании» пойдет на пользу его бизнесу по торговле нефтью и углем, если добывающие компании сочтут, что, ведя торговлю через компании Тимченко, они получат более удобный доступ к железнодорожным перевозкам.
Поэтому, следите в пятницу за аукционом. Он позволит оценить российскую железнодорожную реформу и узнать больше о государственной приватизационной программе.