В предвыборной программе премьера не нашлось места среднему классу и «Единой России».
Владимир Путин закончил собственноручно писать свою предвыборную программу. (О том, что господин Путин убил на это занятие новогодние праздники, россиянам рассказал два дня назад пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков). Программа явилась стране и миру ровно в полдень 12 января, когда заработал новый предвыборный сайт Владимира Владимировича www.putin2012.ru.
Не обошлось без казусов. Вскоре после открытия сайта в разделе «предложения избирателей» насчитывалось три десятка предложений. Семь из них вежливо требовали от господина Путина снять кандидатуру с выборов и уйти в отставку или вообще из политики. Призывы уйти получили высокий рейтинг (посетители сайта могут оценивать предложения) публики, посетившей сайт Владимира Владимировича.
Впрочем, демократия продержалась недолго. В два часа пополудни «антипутинские» предложения исчезли с сайта.
Почему далеко не на всех программа – пусть даже написанная лично господином Путиным – произвела благоприятное впечатление (тезисы программы см. ниже), рассуждает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
«СП»: – Алексей Владимирович, на кого рассчитана программа?
– У каждой программы, каждого документа - своя целевая аудитория. Насколько можно судить по программе Владимира Путина, она представляет собой сокращенную и доработанную версию «Народной программы», подготовленную по инициативе «Народного фронта» и под руководством Николая Федорова еще в прошлом году. Между тем, как хорошо сказал Алексей Навальный, когда отсидел 15 суток в декабре, и вышел на свободу после митинга на Болотной, «я сел в одной стране, а вышел уже в другой».
Так вот, программа Владимира Путина – для той страны, которая была до декабрьских митингов.
Кто выходил на митинги? – пресловутый средний класс, активный в интернете, готовый к протесту и уже протестующий. Этот слой Владимир Владимирович не намерен привлекать на свою сторону – понимая, что это уже невозможно.
«СП»: – Из чего это видно?
– В программе отсутствует политическая составляющая. А те политические вещи, которые имеются, обращены совсем к другой аудитории – к патерналистам, которые хотят, чтобы хороший царь пришел и наказал плохих бояр, и почаще слушал мнение народное. Вот на эту аудиторию текст Путина и рассчитан.
Я думаю, это достаточно рационально – с точки зрения конкретных интересов 4 марта. Но это очень проблематично с другой точки зрения – перспективы развития России. Понятно ведь: люди, которые вышли на улицы – те самые участники модернизации, о которой очень много говорила наша власть. И то, что именно этот слой Путиным проигнорирован – это очень опасно.
«СП»: – Что имеется в виду под конкретными интересами 4 марта?
– Путин консолидирует свой электорат. Этот электорат неоднороден: в нем есть люди, которые всегда будут голосовать за Путина, есть колеблющиеся, есть те, кто уже отказал в доверии «Единой России» на парламентских выборах (обратите внимание: о «Единой России» в тексте программы – ни слова, везде фигурирует только «Народный фронт»), и Путин хочет, чтобы они проголосовали за него.
Путин апеллирует к этому огромному электорату, в котором уже происходят процессы расслоения. Он стремится сплотить этих людей вокруг себя. Средний класс, выходящий на митинги – за пределами этого круга.
«СП»: – Ситуацию на президентских выборах будет определять именно путинский электорат?
– Да. Но есть проблема: непонятно, какой будет эффективность обращения Путина, сможет ли он консолидировать электорат? Путин явно хочет победить в первом туре, но ситуация непростая. Победа в первом туре означает, что Путина с высокой долей вероятности обвинят в использовании административного ресурса и фальсификациях. Если же он побеждает во втором туре, это будет означать резкое ослабление власти. Второй тур станет бесспорным сигналом для чиновников, что власть слабеет.
Думаю, из этих двух зол Путин предпочитает вариант с победой в первом туре – чтобы не показать слабость. Для такой победы он должен максимально консолидировать свой патерналистский, лояльный электорат. Он сейчас это делает не только через программу. Путин предпринимает имиджевые шаги: это и история с Никитой Белых, и поддержка требований простых рыбаков. Путин хочет показать, что он – хороший царь.
Но в расслаивающемся патерналистском электорате есть большие группы, которые все чаще задают неудобные вопросы. Например, почему премьер защищает рыболовов от собственных подчиненных, причем это тянется в течение довольно долгого времени? Образ царя – это образ руководителя, который все решает за 24 часа. А тут дело тянется, от Путина исходит масса положительных сигналов, но самих изменений нет.
Поэтому вопрос, насколько программа Путина будет работать, насколько люди в очередной раз поверят власти – остается открытым. И хватит ли поддержки патерналистского большинства для победы в первом туре? Это огромный вопрос.
«СП»: – Для среднего класса программа Путина является сильным раздражителем?
– Для интернет-аудитории – да. Но программа – всего лишь очередной раздражитель. Я бы не преувеличивал его силы. Для тех, кто ходит на митинги или сочувствует им, раздражитель – не программа, а сама фигура Путина.
Для этого слоя предложения путинской программы о свободе предпринимательства, о снятии административных барьеров – это риторика, которая была в арсенале власти задолго до декабря. Для среднего класса программа Путина, возможно, будет дополнительным аргументом, чтобы выйти на улицу в следующий раз – 4 февраля.
«СП»: – Число сторонников Путина уменьшается?
– Если верить ВЦИОМу, перед новогодними праздниками число сторонников Путина даже увеличилось. Возможно, это следствие предновогоднего периода, когда люди существенно смягчаются в отношении политических руководителей, когда у них благодушное настроение, которого в начале марта уже не будет.
Кроме того, еще по-настоящему не началась избирательная кампания, еще политики только-только делают первые важные заявления в наступившем году. Но судя по характеру этих заявлений, они ориентированы на достаточно серьезную борьбу за симпатии колеблющихся избирателей.
Геннадий Зюганов предлагает освободить Ходорковского. Прохоров выдвигает весьма либеральную программу, стремясь соответствовать запросам протестующего среднего класса. Миронов предлагает включить в будущее правительство наиболее известных участников протестного движения – Навального, Рыжкова, Удальцова, Чирикову.
Это сигналы, что лидеры партий намерены серьезно подойти к президентским выборам. Поэтому для власти предстоящие выборы не будут тем, чем были выборы 2004 и 2008 годов – то есть, простой формальностью.
Вопрос один: кто убедит колеблющегося избирателя? Убедит ли Путин, что накажет плохих бояр и обеспечит реализацию патерналистской повестки дня? (К слову сказать, в полной мере эту повестку реализовать невозможно в силу макроэкономических показателей, и реальная политика будет совершенно иной). Либо избиратель прислушается к альтернативным кандидатам?
Решающим месяцем в этой борьбе станет февраль. В феврале у оппозиции будет много возможностей для агитации, будет и достаточно серьезная активность непарламентской уличной оппозиции. Февраль в расстановке сил будет ключевым…
Тезисы программы Владимира Путина
«Мы будем активно защищать основы нравственности в средствах массовой информации и в интернет-сфере. Современные технологии должны помогать нашим гражданам быть в курсе событий, общаться, учиться и работать. Мы будем бороться с попыткой использовать информационное пространство для пропаганды жестокости, национализма, порнографии, наркомании, курения и пьянства».
«Каждому должен быть обеспечен свободный выбор, при этом свобода должна базироваться на фундаменте справедливости – только так она будет признана нашим обществом. Социально незащищённым гражданам должны быть предоставлены надёжные социальные гарантии, включая достойные пенсии».
«Высококвалифицированные специалисты, работающие в бюджетной сфере, будут получать заработную плату, превышающую средний уровень по экономике региона».
«Размер детских пособий, особенно для многодетных семей, должен расти. В течение ближайших трёх лет на муниципальном уровне должна быть решена проблема дефицита мест в детских садах».
«Стоимость коммунальных услуг будет устанавливаться как минимум на три года вперёд, а тарифы на этот срок рассчитываться по простой формуле, понятной и потребителю, и инвестору. Главное – тарифы будут зависеть от качества и надёжности предоставления услуг».
«Мы поставим надёжный заслон наркомании, ужесточим ответственность за продажу алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним, введём запрет на курение, рекламу сигарет и алкоголя в общественных местах».
Андрей Полунин