Советский социализм не случайно рухнул; это был первый блин комом. Не мог передовой строй утвердить себя показательно в отсталой стране. Хотя и при этом роковом обстоятельстве на ряде направлений достигнуты были огромные успехи. К тому же на тропу социализма, еще «при жизни» СССР, вступили страны более успешные; среди них Швеция, Китай и Вьетнам, где прижился социализм в разных вариантах. Но все же, как считается, наиболее развитые страны капитализма, особенно США, «в социализме не нуждаются».
Но похоже, что и Соединенным штатам от социализма в скором времени деться будет некуда; причем стучаться он будет не в открывающуюся дверь, а в закрытую пока что форточку. И причиной «социализации» окажется переход США к высшей форме капитализма, капитализму постиндустриализму. Катализатором же подобных перемен станет непреодолимая (при таком капитализме) безработица.
Начнем с того, что безработица в США нарастает не только по причине технологического прогресса и других традиционных факторов, но и в связи с переходом к высшей форме капитализма – постиндустриализму.
Известно, что постиндустриализм, перемещая производство на периферию, сосредотачивается на услугах. А массив услуг, как правило, обходится меньшим числом работников, чем если бы там доминировало производство. К тому же к работникам сферы услуг чаще, чем в производстве, предъявляются не каждому доступные требования. То есть сфера услуг в этом отношении более элитарна. А значит, при структурных сдвигах в пользу услуг, рост безработицы становится неизбежным и опасным. И ныне Америка, под девизом «Оккупируй Уолл-стрит», это демонстрирует. Сомнений нет, что в меру перехода к постиндустриализму и других стран, безработица будет нарастать. Налицо парадокс – переход на высшую ступень развития продуцирует безысходность.
Действительно, от этого деться некуда; однако при условии, если механизмы мотивации остаются нынешними, то есть ориентированными на сугубо рыночный результат.
Между тем, проблема трудовой занятости может быть существенно смягчена, а то и преодолена , если мотивации (а соответственно и регуляторы занятости) отчасти сместятся в русло стимулов социализма, т.е. – стимулов «по труду». Это может быть достигнуто при такой трансформации нынешних рыночных (а значит и стоимостных) механизмов, которая бы обеспечивала взаимодействие стоимостных стимулов со стимулами распределения по труду. Задача, таким образом, должна состоять в том, чтобы межотраслевые стоимостные перетоки в рыночно невыгодные, но потребительски важные сегменты экономики обеспечивали бы вовлечение в оборот новых рабочих мест, важных с позиций распределений по труду.
В этой схеме, реализующей взаимодействие двух начал: стоимостной и трудовой эквивалентности, капитализм как бы встречается с социализмом. Важное место в этой модели должна занять и изобретенная социализмом плановость. И не исключено, что именно взаимодействие в этом симбиозе двух противоположных начал может оказаться спасительным для Запада, которому пока все больше пророчествуют ускоренное схождение с лидерской арены.
Юрий Пахомов