Это далеко не простой и непраздный вопрос, как это многим кажется. Для того, чтобы ответить на него, необходимо уточнить понятие «пролетариат». Главный программный и основополагающий документ коммунистов «Манифест Коммунистической партии» определяет пролетариия как современного рабочего, который кроме своих рук и физической способности этими руками создавать прибавочную стоимость производимого товара ничего не имеет. Пролетариат возник в результате буржуазных революций и господства буржуазии как класса, т.е. пролетариат – это порождение буржуазных общественных отношений, пришедших на смену феодальным. По сравнению с феодальным устройством общества, буржуазный общественный строй породил и создал огромные производительные силы, которым стало тесно в рамках буржуазных отношений. В «Манифесте Коммунистической партии» отмечается, что производительные силы, не служат более развитию буржуазных отношений собственности: напротив, они стали непомерно велики для этих отношений, буржуазные отношения задерживают их развитие, и когда производительные силы начинают преодолевать эти преграды, они приводят в расстройство все буржуазное общество, ставят под угрозу существование буржуазной собственности.
Буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданные ими богатства, оружие, которым буржуазия ниспровергла феодализм, направляется теперь против самой буржуазии.
Но буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть: она породила и людей, которые направляют против нее это оружие, – современных рабочих, пролетариев. Именно этому классу, классу рабочих, пролетариев суждено историей и всеми законами общественного развития прийти на смену буржуазии и буржуазному обществу, почему? Потому, указывается в «Манифесте…», что: «Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собой действительно революционный класс. Все прочие классы … мелкий промышленник, мелкий торговец, ремесленник и крестьянин – все они борются с буржуазией для того, чтобы спасти свое существование от гибели как средних сословий. Они, следовательно, не революционны, а консервативны. Даже более, они реакционны: они стремятся повернуть назад колесо истории».
После совершения социалистической революции в России в 1917 г. ликвидации буржуазии как класса, исчезло и понятие пролетариата как класса, вчерашние пролетарии стали именоваться рабочим классом, господствующим классом социалистического государства, диктовавшим свои классовые интересы всем остальным категориям населения. Именно при активной поддержке рабочего класса была проведена коллективизация, т.е. превращение мелких крестьянских хозяйств в крупные сельскохозяйственные артели, колхозы, со всеми плюсами и минусами этого грандиозного преобразования всего уклада российской деревни. Организация и проведение мероприятий по переустройству сельскохозяйственного производства и было одним из главных условий испытания и утверждения диктатуры пролетариата в преобразовании всего общественного устройства в необходимом направлении для построения социалистического государства. И сентиментальные стенания бывшего кулачества и нынешней буржуазии о жертвах коллективизации ни в какое сравнение не идут с жертвами, понесенными пролетариатом в борьбе с сопротивляющимся этим преобразованиям классом буржуазии.
Что же означает понятие диктатура пролетариата?
В «Манифесте» указывается, что ближайшей целью коммунистов, как и всех остальных пролетарских партий, является «формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти», что «коммунисты … на практике являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран…» И что коммунисты «…открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя».
Однако буржуазия и буржуазное общество делают все от них зависящее, чтобы этот общественный строй существовал как можно дольше, а то и во веки веков, т.е. буржуазия добровольно (как это сделали, кстати, рабочие СССР) своего господства уступать не хочет и не уступит. По этой самой простой причине пролетариат объединяется и силой свергает это господство, и даже свергнув власть буржуазии, пролетариату приходится подавлять ее сопротивление. Вот что говорится об этом в «Манифесте Коммунистической партии»: «…Политическая власть в собственном смысле слова – это организованное насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господство как класса». Это и есть диктатура пролетариата, т.е. коммунистов, и эта диктатура исчезнет при построении бесклассового общества, т.е. коммунизма.
В СССР одну из функций диктатуры пролетариата исполняли созданная еще во время гражданской войны ВЧК (Всесоюзная Чрезвычайная Комиссия), потом НКВД (Народный Комиссариат внутренних дел), КГБ (Комитет госбезопасности) под руководством и контролем ВКП(б) и лично И.В.Сталина. Конечно, это не нравилось мировой буржуазии, остаткам буржуазии и ее идеологам как внутри СССР, так и за рубежом. Как это ни прискорбно, деятельность нашего вождя И.В.Сталина в этом вопросе оказалась непонятой и получила осуждение его ближайшими соратниками по партии, такими, например, как Н.С.Хрущев. И эти его действия по установлению и господству пролетарской, т.е. коммунистической диктатуры над буржуазией и ее апологетами они позже, после его смерти, расценили как культ личности и кампанию репрессий против неугодных, так сказать, сторонников «демократизации» общества, т.е. ослабления или отмены пролетарской диктатуры. На XX съезде КПСС Н.С.Хрущев, тогдашний первый секретарь, выступил с докладом «О культе И.В.Сталина и нарушении принципов демократии в СССР». XX съезд, вчерашние соратники И.В.Сталина и все делегаты съезда единогласно поддержали инициативу Хрущева Н.С. по осуждению культа личности. И на саму личность И.В.Сталина, на партийные и органы безопасности, выполняющие функции диктатуры пролетариата и в СССР, и за рубежом, полились потоки осуждения, клеветы и грязи, и обеливались действия откровенных врагов нашего государства, якобы невинно репрессированных и пострадавших. Начался период реабилитации. Это было началом упразднения диктатуры пролетариата и его господствующего положения в обществе и общественной жизни, которое закончилось фактически отменой этой диктатуры. Фактически, функции диктатуры пролетариата перешли в партийные органы.
Конечно, по традиции и по инерции в партии, во всех выборных органах соблюдалась норма представительства в процентном присутствии рабочих в этих организациях, прием в партию осуществлялся также по нормам, а именно 3 рабочих на одного служащего (интеллигента). Такие же нормы были установлены в советах. Однако эти нормы носили чисто формальный характер, так как руководителями партийных и советских органов избирались представители служащих и интеллигенции, со средне-техническим или высшим техническим или гуманитарным образованием. Простым рабочим без соответствующего образования доступ к рычагам управления в государстве был закрыт наглухо, а диктатура пролетариата выродилась в диктатуру партократии. Представители этой партократии исподволь обогащались в руководящих кормушках, и когда это обогащение превратилось в норму и получило массовый характер, то для этих непролетарских элементов общества государство рабочих и крестьян стало враждебным и они стали подумывать о том, чтобы изменить это общество, чтобы можно было свободно пользоваться теми богатствами, которые они накопили на «хлебных» местах. Многие из них, такие как Горбачев М.С., Шеварднадзе Э.М., Яковлев А.Н., Ельцин Б.Н., и многие другие занимали самые высокие посты в партии и государстве. Эти люди связались со спецслужбами США и других капиталистических стран, ведущих против СССР холодную войну, и стали тайно от народа, исподволь, совместно с этими спецслужбами готовить государственный переворот – вместо социалистического строя внедрить капиталистический. Для полного обмана они изобрели «перестройку», в которой они обещали народу построить гуманный, демократический социализм с человеческим лицом. Народ, рабочий класс, труженики села поверили этим политическим аферистам и своим классовым врагам. В 1991 году они с помощью и под руководством спецслужб, прежде всего США, совершили государственный переворот и перевели всю экономику, общественное устройство на капиталистические рельсы. И сегодня все мы, бывшие граждане СССР, живем в капиталистических государствах.
Так печально закончилась история, начатая с осуждения «культа личности», «репрессий», отмены пролетарской диктатуры. СССР – самая могущественная держава рабочих и крестьян за всю многовековую историю человечества – перестал существовать.
Народы СССР, трудящиеся, рабочий класс еще не в полной мере осознали свое поражение и связанные с этим потери: усилия нескольких поколений, десятки миллионов погибших, искалеченных, тяжелейшие годы испытаний в годы гражданской и Великой Отечественной войны, голод, холод, неисчислимые материальные потери и их неоднократное восстановление – все пошло прахом и все потому, что соратники Сталина И.В. и все послевоенное поколение коммунистов пренебрежительно отнеслись к изучению научных трудов классиков марксизма-ленинизма. В том числе из-за игнорирования одного из основных положений этого учения, а именно значения и роли диктатуры пролетариата в деле построения социалистического государства, вплоть до построения коммунизма, т.е. бесклассового общества, когда необходимость диктатуры пролетариата сама по себе отомрет.
И последнее – если рабочий класс, пролетариат, взяв власть в свои руки, не будет осуществлять свою диктатуру в обществе, власть неминуемо перейдет к другому классу, как это и произошло в СССР, и никакие вопли из противоположного класса о «тоталитаризме», «репрессиях» и пр. измышлениях представителей буржуазии не должны быть помехой пролетариату строить свое рабоче-крестьянское государство, социалистическое. Те жертвы, которые уже понес и которые ему еще предстоит понести в борьбе с капитализмом, не идут ни в какое сравнение с тем вредом, которые нанесла нашей стране уходящая с исторической арены буржуазия.
Н.Глебский