После многолетних угроз со стороны США Иран предпринимает шаги, свидетельствующие о том, что две эти страны готовы и способны закрыть Ормузский пролив. 24 декабря 2011 года Иран начал проведение военно-морских учений «Велайят-90» (Главенство-90) в Ормузском проливе и вокруг него. Учения прошли на огромной акватории, простирающейся от Персидского и Оманского залива до Аденского залива и Аравийского моря.
После этих учений началась постоянно усиливающаяся война слов между Вашингтоном и Тегераном. Но ничто из сказанного и сделанного на сегодня администрацией Обамы и Пентагоном не остановило Тегеран, который продолжает свои военно-морские маневры.
Геополитический характер Ормузского пролива
Это не только важнейшая транзитная точка мира, через которую перевозится огромное количество энергоресурсов, и стратегически важное «бутылочное горлышко». Если говорить об Ормузском проливе и о его взаимосвязи с Ираном, то сюда надо добавить еще два важных момента. Первый – это географическое положение Ормузского пролива. Второй – роль Ирана в совместном управлении этой стратегической водной артерией в соответствии с нормами международного права и своими суверенными национальными правами.
Движение морских судов через Ормузский пролив всегда осуществлялось во взаимодействии с военно-морскими силами Ирана, которые состоят в основном из регулярных ВМС и из флота Корпуса стражей исламской революции. Фактически иранские военно-морские силы осуществляют контроль и поддерживают порядок в Ормузском проливе совместно с Султанатом Оман через оманский эксклав Мусандам. Но важнее другое. Чтобы пройти через Ормузский пролив, все морские суда, включая военно-морской флот США, должны плыть по иранским территориальным водам. Почти все входы в Персидский залив идут через иранские воды, а большая часть выходов из него – через воды Омана.
Иран разрешает иностранным судам пользоваться своими территориальными водами на добровольной основе, а также на основании части III Конвенции ООН по морскому праву о транзитном прохождении судов. В ней говорится, что суда могут свободно проходить через Ормузский пролив и другие водные пространства с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из открытого порта в открытое море и обратно. Хотя Тегеран обычно следует практике мореходства, принятой в морском праве, по закону он не обязан это делать. Как и Вашингтон, Тегеран подписал этот международный договор, но не ратифицировал его.
Американо-иранская напряженность в Персидском заливе
В последнее время иранский парламент (Меджлис) проводит переоценку практики использования иностранными судами территориальных вод Ирана в Ормузском проливе.
Предлагается проект закона, лишающего иностранные военные суда возможности использования территориальных вод Ирана для прохождения через Ормузский пролив без иранского разрешения. Комитет иранского парламента по национальной безопасности и внешней политике в настоящее время изучает законопроект, определяющий официальную позицию Ирана. А она будет зависеть от иранских стратегических интересов и интересов национальной безопасности.
30 декабря 2011 года американский авианосец «Джон К. Стеннис» прошел через район, в котором Иран проводил свои военно-морские учения. Командующий иранскими регулярными войсками генерал-майор Атаолла Салехи (Ataollah Salehi) порекомендовал авианосцу «Джон К. Стеннис» и другим кораблям американских ВМС не возвращаться в Персидский залив, пока Иран не завершит свои учения. Он подчеркнул, что Иран не привык повторять свои предостережения. Вскоре после жесткого предупреждения со стороны Ирана пресс-секретарь Пентагона выступил с ответным заявлением, в котором подчеркнул: «Никто в этом правительстве не стремится к конфронтации [с Ираном] из-за Ормузского пролива. Важно понизить температуру».
В реальном сценарии военного конфликта с Ираном вполне вероятно, что американские авианосцы будут находиться за пределами Персидского залива, действуя с южного направления в Оманском заливе и Аравийском море. Если те ракетные комплексы, которые Вашингтон развертывает в нефтяных эмиратах южной части Персидского залива, не введены в строй, отправка больших кораблей ВМС США в Персидский залив кажется маловероятной. Причиной тому географические реалии и оборонный потенциал Ирана.
География в данном случае выступает против Пентагона: военно-морская мощь США в Персидском заливе имеет свои ограничения.
Морские силы США, куда входят ВМС и береговая охрана, превосходят по своей мощи все остальные флота и морские силы в мире. Американский подводный и океанский флот не имеет себе равных, и никакая морская держава не в состоянии бросить ему вызов. Но превосходство не означает непобедимость. Военно-морские силы США в Ормузском проливе все равно будут уязвимы.
Несмотря на мощь и огромную силу ВМС США, география работает буквально против американского флота в Ормузском проливе и Персидском заливе. Узость Персидского залива делает его похожим на канал, по крайней мере, в стратегическом и военном плане. Выражаясь фигурально, авианосцы и боевые корабли США заперты в узких водах Персидского залива и вблизи его побережья.
И вот здесь в игру вступают современные ракетные комплексы иранских вооруженных сил. Иранский ракетный и торпедный арсенал способен довольно быстро расправиться с американскими военными кораблями в водах Персидского залива, где у них будет мало места для маневра. Вот почему Соединенные Штаты в последние годы деятельно сооружают систему противоракетной обороны на территории государств Совета по сотрудничеству стран Персидского залива.
Даже маленькие сторожевые катера Ирана, действующие в Персидском заливе и кажущиеся жалкими и незначительными по сравнению с американскими авианосцами и эсминцами, представляют для них реальную угрозу. Внешность обманчива, и эти иранские катера легко могут выпустить настоящий огневой вал из ракет, способных нанести серьезный ущерб и даже потопить крупные корабли ВМС США. А вот маленькие иранские сторожевые катера очень трудно обнаружить и еще труднее уничтожить.
Иранские силы могут также нанести удар по ВМС США, просто совершив ракетное нападение с суши с северных берегов Персидского залива. Еще в 2008 году вашингтонский Институт ближневосточной политики (Institute for Near East Policy) признавал серьезность угрозы со стороны иранских мобильных береговых ракетных батарей, противокорабельных ракетных комплексов и маленьких ракетных катеров и кораблей. В асимметричной морской войне с Пятым флотом ВМС США Иран также может использовать беспилотные летательные аппараты, суда на воздушной подушке, мины, группы боевых пловцов и мини-субмарины.
Имитационное моделирование военных действий Пентагона также показывает, что война с Ираном в Персидском заливе обернется катастрофой для США и американских военных. Важным примером в этом отношении стали военные игры в Персидском заливе под кодовым названием Millennium Challenge 2002 (Вызов тысячелетия 2002), которые проводились с 24 июля по 15 августа 2002 года. На их подготовку ушло почти два года. Эти колоссальные учения стали одними из самых крупных и дорогих из числа всех проведенных Пентагоном маневров. Учения Millennium Challenge 2002 состоялись вскоре после того, как Пентагон решил сохранить импульс силы от войны в Афганистане и взять на мушку Ирак, Сомали, Судан, Ливию, Ливан, Сирию, а в итоге получить главный трофей в виде Ирана в ходе своей широкомасштабной кампании по обеспечению американского господства в новом тысячелетии.
После окончания этих учений их «официально» представили как имитацию войны против Ирака, которым в то время правил президент Саддам Хусейн. Однако на самом деле, эти учения имели прямое отношение к Ирану. Соединенные Штаты к тому времени уже провели предварительную оценку предстоящего англо-американского вторжения в Ирак. Более того, у Ирака не было столь мощных военно-морских сил, которые требовали такого крупномасштабного применения ВМС США.
Millennium Challenge 2002 были имитацией войны с Ираном, который в сценарии проходил под кодовым названием «красные» и был неизвестным вражеским государством-изгоем на Ближнем Востоке в зоне Персидского залива. Кроме Ирана под характеристики «красных» и их вооруженных сил с патрульным катерами и мотоциклетными подразделениями не подходила ни одна другая страна Персидского залива. Учения проводились по той простой причине, что после вторжения в Ирак Вашингтон планировал напасть на Иран.
Сценарий «Вызова тысячелетия 2002» начинался с того, что Соединенные Штаты, имевшие кодовое название «синие», выдвигали Ирану в 2007 году ультиматум сроком в один день, чтобы он капитулировал. 2007 год по хронологии соответствовал американским планам нападения на Иран после израильского наступления на Ливан в 2006 году. Согласно планам военных, все это должно было перерасти в более масштабную войну против Сирии. Однако война против Ливана пошла не так, как планировалось, и США с Израилем поняли, что если «Хезболла» способна бросить им вызов в Ливане, то крупная война с Сирией и Ираном станет для них катастрофой.
По сценарию учений Иран в ответ на американскую агрессию начал массированное ракетное нападение, ставшее для США настоящим потрясением, потому что его результатом явилось уничтожение 16 военно-морских кораблей США – авианосца, десяти крейсеров и пяти десантных кораблей. Согласно оценкам, если бы такое произошло в реальной ситуации на театре военных действий, то уже в первый день после начала нападения погибли бы более 20000 американских военнослужащих.
Далее, Иран направил бы свои маленькие сторожевые катера – те самые, которые кажутся жалкими и незначительными по сравнению с американским авианосцем «Джон К. Стеннис» и другими крупными кораблями ВМС США – и они бы расправились с остальными морскими силами Пентагона в Персидском заливе. Результатом этого могло стать уничтожение и потопление большей части кораблей Пятого флота США и поражение Соединенных Штатов. После поражения Америки военные игры начали заново, но на сей раз «красным» (Ирану) пришлось действовать в условиях многочисленных помех и трудностей, и американским войскам дали возможность победоносно закончить эти учения. Такой исход учений позволил уйти в сторону от неприятного факта, состоящего в том, что в условиях реальной войны с Ираном в Персидском заливе без применения ядерного оружия США потерпели бы поражение.
Следовательно, если дело дойдет до войны в Персидском заливе, или даже в Оманском заливе, внушительной военно-морской мощи США будут противостоять и препятствовать как военный потенциал Ирана, так и географические факторы. Не имея возможности действовать в открытых водах, как в Индийском или Тихом океане, Соединенные Штаты будут обладать гораздо меньшим запасом времени для ответных действий, и что еще важнее, они не смогут воевать, находясь на безопасном (с военной точки зрения) удалении. Таким образом, весь арсенал оборонительных военно-морских систем США, предназначенных для боя в открытых водах с безопасного расстояния, в Персидском заливе будет неприменим.
Значит, надо превратить Ормузский пролив в резервный маршрут в целях ослабления Ирана?
Весь мир знает, насколько важен Ормузский пролив, и Вашингтон с союзниками хорошо понимают, что иранцы со своими военными средствами могут закрыть его на длительное время. Вот почему США работают с государствами-членами Совета по сотрудничеству стран Персидского залива (а это Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Кувейт, Оман, и ОАЭ) над тем, чтобы перенаправить их нефть по трубопроводам в обход Ормузского пролива, выведя ее напрямую к Индийскому океану, Красному и Средиземному морям. Вашингтон также подталкивает Ирак к тому, чтобы и он в ходе переговоров с Турцией, Иорданией и Саудовской Аравией договорился о прокладке альтернативных маршрутов.
Израиль и Турция тоже очень заинтересованы в таком стратегическом проекте. Анкара провела переговоры с Катаром о создании нефтяного терминала в Турции, куда нефть будет подаваться через Ирак. Турецкое правительство также пытается убедить Багдад привязать свои южные нефтяные месторождения к транзитным трубопроводам, идущим через Турцию, как это уже сделано с северными нефтяными месторождениями Ирака. Все это связано с концепцией Анкары по превращению Турции в энергетический коридор и важный транзитный узел.
Целью увода нефтяных маршрутов в сторону от Персидского залива является устранение важного элемента того стратегического превосходства, которым Иран обладает над Вашингтоном и его союзниками. В случае успеха этого плана значимость Ормузского пролива существенно снизится. Это вполне может стать необходимым условием для подготовки и начала войны США против Тегерана и его союзников.
Именно в этих целях Объединенные Арабские Эмираты выступали за строительство трубопровода Хабшан-Фуджейра, называемого также трубопроводом Абу-Даби, который проложен в обход морских маршрутов Персидского залива и Ормузского пролива. Проект строительства был подготовлен в 2006 году, контракт подписали в 2007-м, а сооружение трубопровода началось в 2008 году. Этот трубопровод идет напрямую из Абу-Даби в порт Фуджейра, расположенный на берегу Оманского залива в Аравийском море.
Иными словами, экспортная нефть из ОАЭ получает прямой выход к Индийскому океану. Об этом трубопроводе открыто говорят как об инструменте обеспечения энергетической безопасности, который обходит стороной Ормуз и уклоняется от воздействия иранской военной машины. Вместе с сооружением данного трубопровода в Фуджейре было предусмотрено строительство стратегического нефтехранилища, чтобы приток нефти на мировые рынки продолжался даже в случае перекрытия Ормузского пролива.
Кроме трубопровода Petroline (это саудовский трубопровод с востока на запад) Саудовская Аравия рассматривает возможность создания альтернативных путей транзита и исследует порты своих южных соседей на Аравийском полуострове, таких как Оман и Йемен. Больше всего Эр-Рияд интересует йеменский порт Мукалла, находящийся на берегах Аденского залива. В 2007 году израильские источники торжественно раструбили, что реализуется проект строительства трубопроводов, которые свяжут саудовские нефтяные месторождения с Фуджейрой в ОАЭ, с Мускатом в Омане и, в конечном итоге, с Мукаллой в Йемене. Возобновление работы трубопровода IPSA (Ирак-Саудовская Аравия), который по иронии судьбы был построен Саддамом Хусейном во избежание угроз со стороны Ормузского пролива и Ирана, это тот вопрос, который саудиты активно обсуждают с иракским правительством в Багдаде.
Если Сирия и Ливан превратятся в зависимые от США государства, то можно будет также возобновить работу закрытого Трансарабского нефтепровода Tapline и создать другие альтернативные маршруты через Аравийский полуостров к побережью Средиземного моря. По хронологии это также укладывается в действия Вашингтона по разгрому Ливана и Сирии в попытке изолировать Тегеран перед решающим сражением с Ираном.
Иранские военно-морские учения «Велайят-90», проходившие в непосредственной близости ко входу в Красное море в Аденском заливе неподалеку от территориальных вод Йемена, также проводились в Оманском заливе напротив побережья Омана и восточных берегов Объединенных Арабских Эмиратов. Среди прочего, эти учения были призваны подать сигнал о том, что Тегеран готов действовать и за пределами Персидского залива, и может даже нанести удар либо заблокировать трубопроводы, идущие в обход Ормузского пролива.
География и на сей раз оказалась на стороне Ирана. Прокладка трубопроводов в обход Ормузского пролива ничего не меняет в том факте, что большая часть нефтяных месторождений, принадлежащих членам Совета по сотрудничеству стран Персидского залива, находится в заливе или около его берегов, то есть, в непосредственной близости от Ирана, а следовательно, в пределах его досягаемости. Как в случае с трубопроводом Хабшан-Фуджейра, иранцы легко могут остановить перекачку нефти с месторождений. Тегеран способен нанести ракетный или воздушный удар, а также направить в эти районы сухопутные войска, авиацию или морские десантные силы. И ему при этом совсем необязательно блокировать Ормузский пролив, ибо главная иранская угроза состоит в перекрытии потоков энергоресурсов
Холодная война Америки и Ирана
Вашингтон ведет наступательные действия против Ирана с использованием всех доступных средств. Напряженность в Ормузском проливе и в Персидском заливе это лишь одна составляющая опасной и многогранной региональной холодной войны, идущей между Тегераном и Вашингтоном на Ближнем Востоке и в его обширном окружении. Начиная с 2001 года, Пентагон также перестраивает структуру своих вооруженных сил, чтобы вести нетрадиционные войны с такими противниками как Иран. Однако география всегда выступала против Пентагона, и Соединенные Штаты не нашли пока решение своей военно-морской дилеммы в Персидском заливе. Вместо ведения обычной войны Вашингтону приходится вести тайную, экономическую и дипломатическую войну против Ирана.