Этих людей можно встретить в Израиле повсюду. Одетые явно не по местной погоде в темную традиционную еврейскую одежду, они являются привычной приметой местного пейзажа, своеобразным символом еврейского государства: даром, что большинство из них даже не признают существование Израиля, не служат в армии, а зачастую и не работают. Ортодоксы – так в просторечии именуют здесь этих многочисленных последователей различных течений иудаизма, обязывающих жить только по законам Торы. Но с недавних пор все громче заявляют о себе ортодоксы с приставкой "ультра". Так часто обозначают не только самую консервативную часть ортодоксальных иудеев, но и тех из них, кто не просто следует определенным принципам, но и пытается навязать их другим слоям общества.
Знакомство одного из ваших корреспондентов с израильскими религиозными "ультра" началось в новогодний праздник, которые я решила провести в Израиле. К нашей компании, отмечавшей Новый год на улице в Тель-Авиве, подошел пожилой человек в характерной черной одежде. Видимо, приняв меня за еврейку, он поинтересовался на английском языке, на каком основании я отмечаю христианский праздник. На мои недоуменные вопросы, какое его, собственно, дело, что я отмечаю и почему он решил, что Новый год имеет отношение к христианству, мой неожиданный собеседник сообщил мне, что, оказывается, 31 декабря – день святого Сильвестра, и веселиться в этот день правоверному иудею строжайше запрещено. Отстал он от меня только когда увидел на моей шее крестик. "Ты, главное, куклу Барби ему не показывай, а то совсем взбесится", – посоветовала мне моя знакомая, живущая в Израиле. Почему-то эта кукла вызывает особую неприязнь у местных "ультра" от религии.
Впрочем, в эпицентре скандалов, связанных с чересчур воинственными ревнителями иудаизма, гораздо чаще оказываются не приезжие, а местные жители.
Таня Розенблит, студентка из Ашдода, недавно демобилизовавшаяся из армии, села в автобус, направлявшийся в один из религиозных кварталов Иерусалима. Она точно не знала, где ей сходить, и заняла одиночное место сразу за креслом водителя, который пообещал ей подсказать ее остановку. Ничто не предвещало скандала до тех пор, пока в салон через передние двери не вошла группа религиозных ультраортодоксов-мужчин. Один из вошедших, заприметив Таню, потребовал, чтобы она немедленно пересела в заднюю часть салона. Именно там в автобусах, специально заказываемых для перевозок самими ультраортодоксами, сидят представительницы слабого пола.
Пересесть Таня категорически отказалась. Самое интересное, что ее позицию поддержал и ортодокс (обращу внимание, без приставки "ультра"), сидевший прямо за ней. Более того, один из вошедших ультраортодоксов пытался унять пыл своего слишком разбушевавшегося приятеля. Не получилось! Водителю автобуса пришлось вызывать полицию. Прибывший наряд, встав, естественно, на сторону Тани, хулигана арестовал. Он уже предстал перед судом, и ему может грозить даже тюремное заключение "за попытку ввести сегрегацию по половому признаку в общественном транспорте".
Тем не менее подобные случаи в Израиле далеко не единичны. Суровое наказание ждет 44-летнего Шломо Фукса, потребовавшего от военнослужащей израильской армии Дорон Маталон, которая находилась в рейсовом автобусе, направлявшемся в ультраортодоксальный квартал Меа-Шеарим, пересесть опять же в заднюю часть салона. К тому же Фуксу еще и грозит обвинение в сексуальных домогательствах: он оскорбил Дорон, обозвав ее проституткой. А недавно весь Израиль наблюдал за ситуацией в городке Бейт-Шемеш, расположенном неподалеку от Иерусалима, где ультраортодокс-подросток плюнул на даму, проходившую мимо их синагоги по отрезку улицы, для женщин не предназначенной. Жителей Бейт-Шемеша возмутил и другой юный ультраортодокс, который решил так же по-верблюжьи бороться за нравственность. Он плюнул вслед восьмилетней Ноамы Маргулис, ученицы третьего класса религиозной ортодоксальной школы, недавно репатриировавшейся из США. Ноама была одета, как он выразился, "слишком нескромно для религиозной школьницы".
В израильском обществе сейчас идет дискуссия, насколько опасно это явление – борцы за религиозную ультранравственность. Уверенные в том, что угроза светскому характеру государства Израиль сильно преувеличена, отмечают, что ультраортодоксов, считающих приемлемой сегрегацию женщин и мужчин, в стране немного, всего лишь несколько сотен семей, в основном европейского происхождения. Опасающиеся религиозных радикалов напоминают, что общее число ортодоксов велико, и год от года растет из-за высокой рождаемости в ортодоксальных семьях. Где гарантия, что вместе с ними не увеличится и численность "ультра"?