Не прошло и месяца после выборов, как президент Киргизии Алмазбек Атамбаев стал клясться в любви к матери-Турции, задвинув Россию на почетное второе место. Базу ВВС США, которую он обещал вывести, теперь планируется "переформатировать". И построить "Великий тюркский Каганат".
Свой первый официальный визит в качестве президента Киргизии Алмазбек Атамбаев решил нанести в Турцию, где он был принят с большой помпой. Его пригласили произнести речь в турецком парламенте, чего удостаивается отнюдь не каждый глава государства, присвоили звание почетного профессора турецкого университета Билькент. Также он провел встречи с президентом Турции Абдуллой Гюлем и премьер-министром Реджепом Эрдоганом.
Все выступление Атамбаева в турецком парламенте было наполнено пафосом, многочисленными ссылками на историю и призывами к тюркскому единению. "Мы никогда не станем рабами. Ибо для всех тюрков лучше умереть стоя, чем жить рабами на коленях, — заявил он. – История дала нам еще один шанс, если не построить Великий Тюркский Каганат, то хотя бы создать крепкое братство тюркских государств".
Во время встречи с главой Турции также прозвучало предложение Атамбаева после 2014 года переформатировать, причем с турецким участием, базу ВВС США в аэропорту Манас рядом с Бишкеком — в Гражданский Центр транзитных перевозок. К участию в проекте Атамбаев пригласил также Россию и другие стороны, которые выскажут желание присоединиться.
Апофеозом выступления Атамбаева стали слова: "Киргизия расположена вдали от Турции, однако каждый киргиз знает, что для киргизов Турция — звезда, Родина-мать, указывающая нам дорогу".
Трепетное персональное отношение Атамбаева к Турции известно давно. Эта страна всегда была и, видимо, будет для него второй родиной - именно там он не раз укрывался от гонений со стороны бывших президентов Акаева и Бакиева. Но даже если сделать скидку на традиционную азиатскую велеречивость, то остается ряд вопросов.
Насколько декларируемый Атамбаевым пророссийский вектор киргизской внешней политики реален? Не станет ли она копией пресловутой "многовекторной" политики Бакиева? И каким образом желание возродить Великий Тюркский Каганат соотносится с заявлениями Атамбаева в Москве о присоединении к Таможенному Союзу и ЕЭП? Наконец, почему именно Турция, а не Россия, была выбрана для символичного первого визита?
Напомним, весь последний год, будучи премьер-министром Киргизии и готовясь стать ее президентом, Алмазбек Атамбаев множество раз апеллировал к России как главному стратегическому партнеру. Он получил от Москвы значительную поддержку – моральную, политическую и финансовую. Российское руководство пошло навстречу в решении многих проблем Киргизии. Это и беспошлинное снабжение ГСМ, в которых она абсолютно зависима, и выделение грантов для затыкания дыр в полупустом государственном бюджете, и льготные кредиты, и помощь "Газпрома" в освоении нефтяных и газовых месторождений, которые самостоятельно эта страна не смогла бы освоить никогда, и много другое.
И вот теперь, выступая в турецком парламенте, Атамбаев заявляет: "Киргизию пытаются поставить на колени в обмен на получение кредитов и финансов". Учитывая, что один из основных кредиторов Киргизии – Россия, посыл становится совершенно прозрачным.
Между тем, Киргизия на самом деле крайне нуждается в деньгах. Дефицит бюджета на конец прошлого года зафиксирован на отметке 17 миллиардов сом (около $400 млн). Если учесть, что на 2012 год приходится пик выплат по обслуживанию внешнего долга, размер которого составляет больше $2 млрд, то ситуация действительно отчаянная. В декабре прошлого года в торжественной обстановке было объявлено, что Турция списала госдолг Киргизии в размере $51 млн (деньги, занятые еще Акаевым в 1992 году). Интересно, что на словах этот долг якобы списывался Турцией уже не раз: с аналогичными заявлениями выступали прежде и Акаев, и Бакиев. Официальная информация гласит, что "за прошедшие годы долг не раз реструктуризировался". Так что нельзя исключать, что Турция "спишет" его еще не один раз, демонстрируя дружбу очередному президенту Киргизии.
"Первый президентский визит в Турцию — не рациональное, а скорее эмоциональное решение Атамбаева, — полагает эксперт Института востоковедения РАН Александр Князев. – Возможно, оно принято в ответ на задержку с выделением Киргизии кредита из антикризисного фонда ЕврАзЭС. Но это не политическое решение, а неразумный демарш. Вообще, все его публичные выступления свидетельствуют о том, что самостоятельно говорить то, чего требуют от него интересы республики в тот или иной момент, Атамбаев не умеет и не способен. А его апелляции персонально к Путину вообще смахивают на поведение дошкольника. Я думаю, что в такой ситуации Путин вряд ли окажется человеком, купившимся на демонстрацию личной преданности".
Напомним, принятие решения о выделении кредита ЕврАзЭС на $106 млн было перенесено с ноября прошлого года на весну нынешнего."Задержка решения по кредиту — результат заигрываний Атамбаева с американцами" — уверен Князев. — Представитель госдепартамента Роберт Блейк не зря приезжал на инаугурацию Атамбаева".
Политолог Турат Акимов обращает внимание, что Киргизия и Турция, с которой обещал слиться в экстазе Атамбаев, входят в разные военно-политические блоки: ОДКБ и НАТО. И это накладывает вполне определенные международные обязательства. "Речь Атамбаева была очень красивой. Можно, конечно, фантазировать о Каганате от Черного моря до Чукотки. Но пока Турция – откровенный проводник интересов НАТО в Евразии, и я вижу в таких заявлениях откровенный крен в сторону этой организации", — говорит Акимов.
Предложение Атамбаева "переформатировать" американскую базу в Манасе – отдельный вопрос. В августе прошлого года Алмазбек Атамбаев в интервью Росбалту заявил: " Наша позиция такова: в полном соответствии со взятыми на себя обязательствами, мы уведомим за полгода до этого срока американскую сторону о прекращении действия договора, и с 2014 года здесь будет крупный гражданский международный транспортный узел".
Теперь формулировка изменилась – к сотрудничеству с США в "переформатированном" Манасе приглашаются Россия и Турция. Как может выглядеть сотрудничество стран-членов ОДКБ с членами НАТО в таком полувоенном проекте как ЦТП, понять трудно.
Оправдание этому предложению тут же дал министр иностранных дел Киргизии г-н Казакпаев, заявивший, что сохранение ЦТП никак не противоречит новым договоренностям в рамках ОДКБ. "Сейчас было сделано просто дополнение, в котором написано "если не будет официальных возражений со стороны членов-стран ОДКБ" — сказал он. Но в Уставе ОДКБ, мол, прописано, что это не касается ранее подписанных договоренностей.
Большинство экспертов полагают, что Атамбаев вряд ли откажет Эрдогану в какой-нибудь пустяковой просьбе. Скажем, у США не получается напрямую договориться по поводу продления срока пребывания американских военных в "Манасе". Но оставить их там они очень хотят. А вот если об этом попросит Турция, то вероятнее всего, вопрос будет решен положительно. Кстати, когда эту же базу пообещал вывести Бакиев, решать проблему приезжал в Бишкек именно г-н Эрдоган.
Андрей Перепелкин