Пусть в Центральной Азии и на Кавказе прочно установилась зима, но руководство таких стран, как Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Азербайджан, похоже, никак не может забыть об "арабской весне".
В этих государствах продолжают осуществляться меры, направленные на ограничение свободы слова, собраний и вероисповедания. Продиктована эта кампания, судя по всему, единственно желанием региональных властей не допустить перерастания вольнодумства в политические акции.
Правительства означенных стран не спускают глаз со средств массовых коммуникаций и социальных сетей, ставших локомотивами акций протеста в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Так, например, узбекские власти ужесточили контроль за сотовыми операторами, наказав провайдерам связи сообщать о любых подозрительных действиях со стороны пользователей и случаях массовой рассылки по сотовым сетям текстовых сообщений. Аналогичные шаги по установлению контроля за сотовой связью и потоком текстовых сообщений были предприняты и в Азербайджане.
Действующие власти явно озабочены религиозной составляющей политического процесса. Это означает, что исповедование различных религиозных верований, главным образом, мусульманских, но также и христианских, осуществляемое без официального на то разрешения, становится предметом повышенного внимания. В Кыргызстане, например, за последние месяцы было закрыто свыше 170 незарегистрированных мечетей. Власти же Таджикистана, наоборот, планируют строительство мечети, способной вместить до ста тысяч верующих. По словам местных экспертов, такая огромная мечеть облегчит властям задачу осуществления контроля за религиозной деятельностью в столице страны Душанбе.
Меры по установлению контроля над религиозной жизнью выходят за пределы внутриполитической сферы. В Азербайджане и Таджикистане они частично связаны с подозрениями, испытываемыми властями в отношении взаимодействия Ирана с религиозной оппозицией правящему режиму и его идеологической поддержкой в адрес такой оппозиции. Напряженность в связи с вмешательством Ирана особенно остро ощущается в Азербайджане. В 2011 году Баку предпринял ряд шагов по нейтрализации Исламской партии Азербайджана, открыто выступавшей с проиранских позиций, в том числе арестовав лидера партии Мовсуна Самадова. Одновременно с этим агентов Ирана подозревают в попытке запугивания сторонников светской государственности в Баку и свертывания обсуждения роли ислама в жизни общества.
Администрации президента Таджикистана Эмомали Рахмона приходится иметь дело с возрождением деятельности вооруженных исламистов. Незадолго до падения режима Мубарака в Египте в феврале прошлого года журнал "Тайм" обнародовал список 10 "диктаторов в беде" – автократов, могущих в ближайшее время утратить свои позиции во власти, в котором Рахмон занял 8 место. Помимо строительства гигантской государственной мечети руководитель Таджикистана инициировал ряд таких радикальных мер, как отзыв изучающих ислам студентов из зарубежных учебных заведений, включая каирский университет Аль-Азхар.
В последнее время и Казахстан, традиционно позиционирующий себя как бастион религиозной и межнациональной толерантности, активно принялся за укрепление контроля государства над религией. Катализатором подобной политики стал ряд терактов, имевших место в 2011 году, хотя практически во всех случаях власти, похоже, все же не склонны возлагать ответственность на исламских боевиков.
В октябре президент Нурсултан Назарбаев подписал закон, ужесточающий процедуру регистрации религиозных объединений. Так, например, всем официально признанным религиозным организациям, в том числе занимающимся "миссионерской деятельностью", было предписано пройти перерегистрацию для осуществления дальнейшей деятельности. В законе содержится невнятное положение, предоставляющее государству широкие полномочия по вмешательству в религиозную жизнь. В частности, данным положением не допускается "деятельность религиозных объединений, сопряженная с насилием над гражданами Республики Казахстан, …или иным причинением вреда их здоровью либо с расторжением брака между супругами (распадом семьи ) или прекращением родственных отношений, нанесением ущерба нравственности", а также "принуждение участников (членов) религиозного объединения и религиозных последователей к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения, его руководителей и других участников (членов)".
В общем и целом меры, предпринимаемые властями с целью ограничения свободы слова и вероисповедания, отражают чувство глубокой уязвимости региональных лидеров. По всей вероятности, они полагают, что наилучшим способом сохранить статус-кво является тактика подавления. Но своими попытками перекрыть все возможности для выражения общественного недовольства власти Азербайджана, Узбекистана и даже Казахстана, пожалуй, не сокращают, а увеличивают шансы наступления в их странах "арабской весны".
Стивен Бланк