Она не утихает вокруг Евразийского союза
Говоря откровенно, мало кто из обычных людей почувствовал, что, начиная с 1 января, жители России, Белоруссии и Казахстана стали гражданами единого экономического пространства. Двадцатилетний юбилей распада СССР они, можно сказать, отметили началом собирания земель и людей.
19 декабря была создана Евразийская экономическая комиссия - первый наднациональный интеграционный орган и первая ступень к созданию Евразийского экономического союза. Председателем ЕЭК стал глава Минпромторга РФ Виктор Христенко, а первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов назначен представителем России в совете Евразийской экономической комиссии. В соответствии с договором о ЕЭК этот новый наднациональный орган призван руководить всеми интеграционными процессами в рамках уже существующего Таможенного союза и Единого экономического пространства трех стран. Комиссия будет иметь двухуровневую систему - совет и коллегию. Совет представляет собой аналог действующей комиссии Таможенного союза, председателем которой и является теперь Шувалов. В состав совета ЕЭК входят по одному представителю от каждого государства в ранге заместителей глав правительств. Все решения будут здесь приниматься консенсусом на основании принципа «одна страна - один голос». Председатель коллегии ЕЭК Виктор Христенко с 1 февраля сложит с себя полномочия министра.
Надо сказать, после- и предвыборные страсти в нашей стране во многом увели из информационного поля столь важную тему из жизни трех соседних стран. Да и, пожалуй, не только их. Например, влиятельное деловое издание Гонконга «Asia Times» отметило создание ЕЭК в качестве важнейшего мирового события 2011 года. В новогоднем выпуске сказано об этом так: «Не удивительно, что атлантисты начали терять самообладание от этой модели мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной связки между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанский регионом».
13 января, выступая с подробной и глубокой аналитической статьей на центрально-азиатском портале «СA-PORTAL.ru» завкафедрой международных отношений КРСУ, доктор политических наук Алим Дононбаев отметил, что для стран, входящих в ЕврАзЭС, в том числе Кыргызстана, наступает некий момент истины. Надо найти, считает автор, оптимальный механизм взаимосочетания процессов строительства национальной государственности и образования экономики и политически дееспособного союза. И это тот самый магический ключ, с помощью которого окажется возможным открыть запертую дверь в «стремительно удаляющееся будущее».
На Западе к идее создания единого Евразийского экономического союза отношение, с одной стороны, практически нескрываемого скепсиса, а, с другой, эмоций, переходящих во враждебность. Демонизируется в этой связи фигура Владимира Путина. Около месяца назад агентство Reuters (Великобритания) распространило статью под заголовком «Соседи России уклоняются от «большой идеи Путина» (23.12.11). Сказано буквально следующее: Путин говорит, что Евразийский союз строится по образцу Европейского союза. При этом он обещает свободное движение рабочей силы и свободную торговлю для развития отечественных отраслей экономики. Это подразумевает введение в конечном итоге общей валюты. Штаб-квартира союза будут располагаться в Москве, оплачиваться расходы будут преимущественно из российского кошелька.
Киргизия выражает готовность присоединиться, а Таджикистан, по сообщениям, рассматривает такую возможность, гарантируя тем самым, что восточный фланг России будет прикрыт. Но тем не менее мало что давая в экономическом смысле.
«Фактически нет ничего нового в подобных ожиданиях, и мало причин верить в то, что эти новые попытки будут более эффективными, чем предыдущие усилия, направленные на то, чтобы выковать из СНГ согласованное целое», - говорится в последнем отчете «Economist Intelligence Unit» .
Однако вдумчивые западные аналитики вынуждены признать, что создание Евразийского союза - это не чья-то политическая прихоть и предвыборная пустышка в яркой обертке, как любят говорить об этом в беседе с журналистами наши отечественные либералы. «World Politics Review» (США) справедливо отмечает, что расчленить окончательно интегрированную и взаимосвязанную советскую экономику оказалось трудно. Как любой комплексный механизм, это была не просто арифметическая сумма составляющих. Как разборка автомашины на 15 частей разных размеров не даст 15 работающих машин поменьше, так и распад Советского союза оставил после себя экономические повреждения и сбои, которые в разной степени по сей день дают о себе знать на всем огромном постсоветском пространстве.
Не менее привлекателен Евразийский союз и в политическом, а также социальном плане. Но, справедливости ради, надо сказать, что политический аспект может быть в немалой степени как силой притяжения, так и отталкивающим фактором. Комментируя идею и пути создания Евразийского союза, директор Института стран СНГ Константин Затулин отметил:
- Мое мнение - идея создания Евразийского экономического союза была высказана во-время, но реализация ее пошла как-то наперекосяк. Главное препятствие: это принцип «одна стран - один голос», применяемый без учета реального вклада экономик и потенциала участников. Наши соседи должны освободиться от страхов, что их пытаются задушить в объятиях России. Это с одной стороны, а с другой, России, надо смелее и четче высказать и обосновать мысль о неизбежности интеграции и ее практической пользе. В конечном счете, славословие абстрактному равноправию равносильно тому, что 10 русских равны одному белорусу или казаху. Формирование союзнических отношений должно изначально отражать реальное состояние дел - то есть, необходима пропорциональность, предусматривающая одновременно защиту интересов стран-участниц. Вызывает сомнение и чисто аппаратный подход к формированию руководства надправительственных органов экономического союза. Могут уйти и уже уходят люди, которые всей душой работали последние годы над воплощением этой, бесспорно, важной и нужной идеи.
Действительно, в руководстве ЕЭК не оказалось уже ответственного секретаря комиссии Таможенного союза видного ученого-экономиста и горячего поборника интеграционных процессов Сергея Глазьева. Это не может не настораживать. И все же хочется верить, что эту идею не заболтают и не забюрократят чиновники, для которых важно место, а не дело.
Александр Горбатов