В то время как старый и обессиленный Мубарак ожидает суда и решения своей судьбы, в рядах новой Народной ассамблеи заседают депутаты от Партии справедливости и свободы, являющейся правой рукой Братьев-мусульман, вместе с салафитами и четырьмя рядышком сидящими депутатками в мусульманских платках. Таков имидж нового Египта по прошествии года с революции на площади Тахрир.
Вчера в первый раз после свержения Мубарака в Египте собрался демократически избранный парламент. В результате подсчета голосов во время длинного избирательного процесса, начатого в ноябре прошлого года и разделенного на три периода, выяснилось, что победила Партия справедливости и свободы (ей досталось 47% мест в парламенте), за ней идет партия салафитов Аль-Нур(Al-Nur), потом либералы из ВАФД (Wafd) и Египетский блок, в который оформилось движение магнатов коптской религии Нагиб Савирис (Naguib Sawiris). Последнему угрожают некоторые салафитские группировки. Четырнадцать исламских адвокатов в июле прошлого года обвинили это движение в нанесении оскорбления исламу, так как его представители разместили в социальной сети Twitter изображение Тополино и Минни в мусульманских одеждах.
Итак, в Египте победил ислам. Предвестником такого развития событий стал результат референдума, проведенного 19 марта прошлого года, касающегося конституционных изменений. 77% избирателей сделали выбор не изменять статью 2 Конституции, согласно которой, «ислам является государственной религией, арабский язык — официальным государственным языком, а законы шариата - основой законодательства». Сейчас Народная ассамблея должна избрать сто своих членов для создания новой Конституции. Нетрудно представить себе, какова она будет.
Новая Majles a-Shaab, Народная ассамблея (равнозначная палате депутатов) будет состоять из 498 избранных депутатов и еще десяти по прямому назначению военной хунты. Среди них две женщины, пять коптских христиан. Все ожидают голосования для выборов Консультативного совета (Шура), которые состоятся с 29 января по 22 февраля. Между тем, Братья-мусульмане, кажется, заинтересованы в соглашении с генералами, по мнению газеты New York Times, в принятии французского стиля управления парламентом, которое заключается в смешении президентской и парламентской власти, когда меджлис может выбирать премьер-министра для управления национальным правительством, в то время как задача избранного президента заключается в руководстве внешней политикой и внутренней безопасностью. Такое разделение властей подразумевает единого главнокомандующего армией, что позволяет Братьям-мусульманам избежать участия в решении острых и непопулярных проблем внешней политики, к каковым относятся, например, отношения с Израилем.
Но вернемся к исторической для Египта дате. Во время воцарения нового парламента не обошлось и без грустных моментов. Церемония началась с минуты молчания, посвященной жертвам прежнего диктатора. Напряженность возникла, когда салафиты прочли строки Корана, говорили об уважении Конституции и закона, но только «если все это не противоречит законам Аллаха». В это время некоторое число депутатов, в основном либералов, надели желтые шарфы, на которых было написано «нет военным процессам для гражданских лиц». После того как страсти поутихли, наступил момент голосования за членов президиума парламента. В качестве спикера был избран Саад эль-Кататни, лидер Партии свободы и справедливости и выдающийся представитель движения Братья-мусульмане. За него проголосовало 399 депутатов из 503. Он заработал бурю аплодисментов Народной ассамблеи.
Кажется, аплодисментов жаждет и глава Военного совета Египта Хусейн Тантави. Действительно, в преддверии годовщины революции он решил помиловать 1959 человек, арестованных и признанных виновными военным судом. Среди них и известный коптский блоггер Майкл Набиль, томящийся в тюрьме с апреля прошлого года по обвинению в оскорблении вооруженных сил. Тантави, стремящийся завоевать поддержку масс, серьезно озабочен имиджем нового Египта, пока нестабильного. Ему угрожает балканизация, если он не найдет общий знаменатель, отличающийся от Корана. Действительно, в недавнем интервью он признал: «Египет может столкнуться с множеством опасностей, которые не имеют прецедентов». Потом он призвал египтян к бдительности, чтобы противостоять «неизбежным заговорам» против их страны.