Известный американский политолог Уильям Энгдаль рассказал «НВ» о причинах заката США, а также о шансах и рисках России в современном мире
Порой можно услышать мнение, будто критика американской внешней политики – сугубо русская забава, вызванная неудовлетворенными имперскими амбициями. Однако на Западе тоже немало независимых экспертов, с тревогой наблюдающих за стремлением Соединенных Штатов к мировому господству. Среди них – американский политолог и экономист Уильям Энгдаль, написавший пять книг и сотни статей об истоках англо-американского экспансионизма, почти вековой борьбе США за нефть и причинах нынешнего финансового кризиса. Уроженец штата Техас, он окончил престижный Принстонский университет и получил докторскую степень по экономике в Стокгольме. В последние двадцать лет эксперт проживает в Германии, где работает консалтинговым экономистом. В интервью для «НВ» Уильям Энгдаль поделился своим мнением о причинах расцвета и заката США и о том, как в современной международной ситуации стоит вести себя России.
– Мистер Энгдаль, критика внешней политики США из уст американского эксперта – довольно редкое явление. Когда вы впервые усомнились в западной «генеральной линии»?
– К своим нынешним взглядам я пришел не сразу. Как дитя холодной войны, я с самого детства верил, что Америка несет всему миру свободу, демократию и прогресс. Мое первое образование я получил в Принстонском университете в 1960-е годы. Тогда я совсем не интересовался геополитикой, мечтая о карьере юриста. Но после семи лет работы в США я поехал защищать диссертацию в Европу, в Стокгольмский университет. В то время шла вьетнамская война, заставившая меня по-новому взглянуть на поведение моей родной страны в мире. После защиты диссертации я в течение десяти лет работал в Нью-Йорке свободным журналистом. Дело было в 1970-е годы, когда в западном мире бушевал нефтяной кризис. Будучи по природе любопытным человеком, я брал интервью у множества представителей энергетических концернов. Общаясь с ними, я вскоре пришел к выводу, что кризисом манипулировали семь энергетических компаний – пять американских (Standard Oil, Shevron, Golf Oil, Mobil Oil, Texaco) и две британские (British Petroleum и Royal Dutch Shell). Углубившись в историю вопроса, я сделал еще одно открытие – с начала ХХ века эти концерны тесно взаимодействовали с крупнейшими банками Уолл-стрита и особенно с банковской семьей Рокфеллеров. В 1984 году я переехал в Германию, вновь получив возможность смотреть на мир глазами европейцев.
– В своих книгах и статьях вы подробно рассказываете о том, как в первой половине ХХ века роль сверхдержавы переходила из рук Британии в руки США. Каким образом это происходило?
– Этому вопросу я посвятил целую книгу – «Столетие войны». Еще в 1913 году в США был создан частный эмиссионный центр – Федеральная резервная система, которая взяла на себя печатание доллара (раньше печатали деньги только государства). За этой аферой стояли крупнейшие банковские дома с нью-йоркской улицы Уолл-стрит – Рокфеллеры, Морганы, Варбурги и другие. В Первую мировую войну они сказочно обогатились благодаря оружейным поставкам, однако захватить глобальное господство тогда не получилось. Лишь когда в 1920–30-е годы закат Британской империи стал неизбежен, американская финансовая элита приготовилась прибирать к рукам ее наследство. Еще в 1939 году Фонд Рокфеллера профинансировал секретный (на тот момент) проект «Изучение войны и мира», который должен был вести созданный тогда же Совет по внешней политике. Конечно, в военном отношении войну выиграл СССР, а не Соединенные Штаты, но именно последние извлекли из победы над Гитлером максимальную выгоду. В 1944 году была создана Бреттон-Вудская финансовая система, по которой доллар получал фиксированную привязку к золотому стандарту и становился мировой резервной валютой. Это позволило банковским домам США шаг за шагом поставить под свой финансовый контроль всю мировую экономику.
– Насколько американцы учли британский опыт при выстраивании своей империи? Ведь, как известно, умный учится на чужих ошибках…
– Американская элита, переняв геополитические доктрины англичан, не желала наступать на «британские грабли». США разработали блестящую стратегию доминирования – тщательно избегая слова «империя», они стали выставлять себя благородными защитниками демократии, прав человека и свободы предпринимательства. Но под этой гуманистической маской скрывалась классическая имперская доктрина, суть которой еще древние римляне выразили фразой: «Разделяй и властвуй!» Прямо говорить о своих планах истеблишмент не мог, поскольку американцы – народ мирный и не особенно интересующийся международными делами. Специально для них элита придумала пропагандистский миф о том, что Соединенные Штаты – это такой «хороший парень», который желает побороть всех «плохих парней» ради счастья человечества.
– Дальнейшее движение США к мировому господству проходило в условиях холодной войны. Какие задачи решались в этот период?
– Холодная война вовсе не была неизбежностью, как принято считать сегодня. Изначально американцы хотели привлечь к создаваемой ими финансовой системе и Советский Союз. Однако Иосиф Сталин (я оставляю за скобками его внутреннюю политику) принял верное решение, отказавшись присоединять свою страну к Бреттон-Вудской модели. Только тогда американцы обратились к плану «Б», решив превратить СССР из союзника в «тоталитарного монстра». Пропагандистская машина США рисовала вашу страну как империю зла, от которой в любой момент можно ждать какой-нибудь подлости. Я хорошо помню, как в школе нас заставляли обхватывать левой рукой правое ухо, объясняя, что только так можно обезопасить себя от радиационного облучения после падения советской бомбы. На самом деле ты можешь хоть сто рук обвести вокруг своей головы, но от радиации тебя это никак не спасет! С помощью таких акций в сознание простых американцев вроде меня вкладывали установку, что Россия – главный враг человечества.
В это время была создана военная организация НАТО, которая обеспечила военное господство США над Западной Европой. Началось и усиленное проникновение американского капитала в Азию, Африку и Латинскую Америку. Ведь особенность современного капитализма заключается в том, что капитал вынужден постоянно вести экспансию на новые, «девственные» территории.
В итоге к началу 1970-х годов Бреттон-Вудская система вступила в полосу серьезнейшего кризиса. Свободно обменивать бумажные доллары на золото стало больше невозможно. Тогда, чтобы избавить доллар от неизбежного краха, было решено поднять на заоблачную высоту цены на энергоносители. Эта задача была решена за счет нефтяного кризиса 1973 года. Согласно официальной версии скачок цен был спровоцирован сговором стран ОПЕК, которые решили наказать Запад за поддержку Израиля в войне 1973 года. Мол, с помощью такого шантажа арабские лидеры пытались добиться от США и Западной Европы отказа от поставки оружия израильтянам. На самом же деле скачкообразное повышение цены на нефть – дело рук западных держав, о котором они договорились еще до войны (в мае 1973-го) на заседании Бильдербергского клуба в Швеции. Эту догадку мне подтвердил в частной беседе шейх Заки Ямани, который в те времена занимал пост министра нефтедобывающей промышленности Саудовской Аравии.
– Так зачем устраивать западной экономике нефтяную «шоковую терапию»?
– Поскольку все расчеты за нефть шли исключительно в долларах, это позволило на некоторое время продлить жизнь долларовой системе. А потом глобальную финансовую модель США решили немного модифицировать в 1979 году. В ущерб реальной экономике Соединенные Штаты сделали ставку на печатание денег, раздувание финансовых пузырей и вынос производства в «третий мир», где сконцентрирована дешевая рабочая сила. К концу 1980-х годов из-за ненормальной финансовой политики западный мир вновь оказался на грани крупных потрясений и даже краха…
– …но тут произошел распад СССР и роспуск соцлагеря…
– Совершенно верно! Американский капитал хлынул на неосвоенные пространства, позволив США паразитировать над экономикой России и Восточной Европы. У вас были закрыты тысячи фабрик и заводов, брошены на произвол судьбы целые научные школы, а миллионы людей в одночасье оказались за чертой бедности. Зато ценные кадры, станки, оборудование и ресурсы за сущие центы стали перетекать на Запад, что позволило американской экономике продлить себе жизнь почти на двадцать лет. Я считаю, что Россия заплатила непомерно высокую цену за приватизацию, проведенную господином Чубайсом по рецептам его американских советников.
– Неужели только США виноваты в крахе Советского Союза?
– Разумеется, нет. Главную роль сыграли серьезнейшие экономические проблемы СССР. Скажем, в Америке между военно-промышленным комплексом и гражданской экономикой была отлажена взаимосвязь – стоило ученым Пентагона изобрести микрочипы и интернет, как эти ноу-хау моментально перетекали в «мирные» отрасли. Россия, увы, не смогла создать подобную систему.
Проанализировав экономические слабости СССР, Соединенные Штаты в конце 1970-х годов приняли решение – создать вокруг него очаги нестабильности. Збигнев Бжезинский, являвшийся советником президента Картера, предложил привести к власти в Афганистане антисоветский режим, поставив перед угрозой исламизации советскую Среднюю Азию. У СССР не оставалось другой альтернативы, кроме как вмешаться во внутренние дела этой страны, но эта война стала для России своим Вьетнамом. Затем, уже в 1980-е годы, Рональд Рейган объявил о начале «эры звездных войн», вынудив Советский Союз выкинуть астрономические суммы на гонку вооружений.
Наконец, в 1986 году США убедили короля Саудовской Аравии временно опустить цены на нефть, нанеся тем самым решающий удар по советской экономике. В этих условиях нужно было добивать врага уже на политическом уровне, и Вашингтон вовлек Москву в переговоры по объединению Германии. Тогдашний американский госсекретарь Джеймс Бейкер пообещал Михаилу Горбачеву, что после воссоздания единого немецкого государства НАТО ни на дюйм не продвинется на Восток. Однако свое слово он не сдержал – Североатлантический альянс не только приблизился к границам России, но и попытался втянуть в свои ряды Грузию и Украину.
– После распада СССР западный мир охватила эйфория в связи с победой в холодной войне. Почему США так недолго наслаждались своим расцветом?
– После исчезновения советской империи у Соединенных Штатов, несомненно, прошла сильная головная боль. Но это не значит, что перед ними не встали новые проблемы. Следующим этапом стало максимальное ослабление другого потенциального конкурента – Японии. Оно было проведено в 1990 году вместе с обрушением Токийской фондовой биржи, после которого японская экономика погрузилась в затяжную депрессию. Затем наступила очередь других азиатских тигров – Южной Кореи, Таиланда и Индонезии. Подорвать их силы было важно не только с экономической, но и с политической точки зрения, поскольку названные страны предлагали другую модель развития. Это был не дикий, ковбойский капитализм США и не советская плановая экономика, а вполне разумная модель. Американские спекулянты спровоцировали азиатский кризис 1997 года, позволив усилить позиции доллара. Именно тогда начался экспорт в эти страны казначейских обязательств США и других ценных бумаг.
Казалось бы, при таких успехах «американский век» продлится целую вечность. Чувствуя свою безнаказанность, финансисты США принялись раскручивать спираль виртуальной экономики. В Соединенных Штатах начали в промышленных масштабах выпускать деривативы, которые якобы делают безопасными сделки с ценными бумагами. Финансисты пытались убедить американцев в том, что если какая-то семья не сможет вернуть кредит, банк, выпускающий деривативы, моментально придет ей на помощь. Кредиты стали выдавать всем желающим, даже тем, кто был заведомо неплатежеспособен. А деривативы в свою очередь покупали китайцы, японцы, россияне и прочие «партнеры» Вашингтона. Расплата за такую безответственную политику пришла в 2008 году, когда в Америке поднялось финансовое цунами.
– Президент Барак Обама частенько ругает «жирных котов» с Уолл-стрит и обещает уделять больше внимания реальной экономике. Может быть, ему удастся переломить хребет финансистам?
– Не стоит испытывать иллюзии насчет Обамы! Он такой же ставленник финансовых воротил, как и оба Буша, Клинтон, Рейган и Картер. Американские элиты раскрутили его на должность президента по одной простой причине. К 2008 году западное общество было сыто по горло ковбойскими выкрутасами Джорджа Буша-младшего, и финансисты нуждались в таком американском лидере, который бы внешне излучал гуманизм и миролюбие. Но что произошло в действительности? Стоило только Обаме переехать в Белый дом, как он усилил военное присутствие США в Афганистане, а также обрушил американскую мощь против Пакистана. Да и недавняя война в Ливии – тоже дело рук Соединенных Штатов: Николя Саркози и Дэвид Кэмерон просто сыграли роль суперменов в боевике, чей сценарий написали американские стратеги.
Я считаю, что выйти из кризиса Америка может только в том случае, если ее правительство призовет к ответу финансовую элиту, возродит промышленность и откажется от ковбойской международной политики. Впрочем, в Вашингтоне вряд ли прислушаются к моим советам. Скорее всего, США будет и дальше бороться за сохранение долларовой системы, сея хаос в Евразии и препятствуя объединению своих конкурентов – России, Китая и Европы. Я не исключаю, что Америка может развязать крупный региональный конфликт на Ближнем Востоке или даже Третью мировую войну. От финансовых воротил с Уолл-стрит можно ожидать самых безумных действий.
– Могут ли другие крупные державы что-то противопоставить этому сценарию?
– Остановить безумного «американского ковбоя» могут только Россия, Китай и Европа. Но сегодня, когда крах «американского века» и долларовой финансовой системы почти неизбежен, все зависит от их мужества. Пойдут ли они на объединение друг с другом? Или же они позволят США взять под контроль Евразию с помощью доктрины «управляемого хаоса»? От ответов на эти вопросы будет зависеть безопасность всего человечества XXI века.
Лично я давно являюсь сторонником сближения России и Китая – эти страны могут выжить только вместе. К тому же российская и китайская экономика взаимно дополняют друг друга. Китай – «фабрика XXI века», а Россия – кладовая природных ресурсов. Но у вашей страны есть еще одно конкурентное преимущество, которого пока лишены китайцы, – великолепные ученые и инженеры, способные к нестандартному творческому мышлению. Не стоит заблуждаться насчет технологической мощи США – все наши успехи стали возможны лишь благодаря талантливым исследователям, эмигрировавшим из Германии во время Второй мировой войны и из бывшего СССР в 1990-е годы. Своих гениев в Америке рождается немного при всей энергичности нашего народа.
Союз между Россией и Китаем сделает мир гораздо безопаснее, справедливее и гуманнее, предотвратив крупные военные катаклизмы. Теперь только от российской элиты зависит, возникнет такой альянс или нет. Увы, но часть вашей верхушки держит свои богатства в западных банках, связывая по своей глупости будущее России с тонущим западным «Титаником». Не стоит поддаваться этим иллюзиям! Я был бы крайне рад, если бы к российско-китайскому союзу присоединились и страны континентальной Европы – Германия, Италия и Франция (после ухода Саркози). Но здесь ситуация тоже зависит от элиты.
Михаил Тюркин