Падение Сирии прямиком открывает завоевателям путь на Иран – непосредственно в «подбрюшье» России.
«Конечно, нам надо держаться за Сирию», - признал Сергей Чемезов, глава госкорпорации «Ростехнологии», в которую организационно входят чуть ли не все отечественные производители военной продукции. «Это лакмусовая бумажка для всех арабских стран. Кто еще остался, кто еще работает с нами. Они смотрят на нас, как мы себя поведем», - пояснил Чемезов, отвечая на вопрос, выполняет ли Россия принятые на себя обязательства перед Сирией в условиях разрастающегося кровавого конфликта между правящим режимом Башара Асада и вооруженной оппозицией.
По словам главы «Ростехнологий», Россия должна показать себя надежным партнером, досконально соблюдая взятые на себя обязательства перед Сирией. Только так она сможет сохранить позиции на оружейном рынке Ближнего Востока и Северной Африки.
Откровения Чемезова как нельзя лучше объяснили мотив, которым руководствовалась Россия, заключая контракт на поставку Сирии 36 современных учебно-боевых самолетов Як-130. Сделка эта, которая была согласована сторонами еще накануне Нового года, но о которой стало известно лишь в начале нынешней недели, вызвала настоящий прилив гнева в Вашингтоне. Официальный представитель госдепартамента США Виктория Нуланд тут же заявила, что «любая страна, которая торгует оружием с Сирией, должна подумать дважды, поскольку она исторически находится не на той стороне».
США и ранее выражали обеспокоенность поставками российского оружия Сирии. В начале января постоянный представитель США при ООН Сюзан Райс заявила: «Мы обеспокоены поставками вооружения в Сирию и хотим разъяснить свою позицию любой стране, обеспечивающей Дамаск оружием. Однако, к сожалению, эмбарго на поставки вооружения в Сирию не введено, хотя, по нашему мнению, это стоило бы сделать». При этом Райс посетовала, что ситуация осложняется «нежеланием некоторых членов Совета Безопасности, включая Россию, вводить любые санкции против сирийского режима». Помимо России под «некоторыми» членами СБ ООН подразумевался, естественно, Китай.
В ответ министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил 18 января, что Россия не считает необходимым оправдываться, поскольку не нарушает «никаких международных договоренностей, никаких резолюций Совета Безопасности». «Мы торгуем с Сирией только тем, что не запрещено международным правом», — пояснил глава российского МИД. И Россия, как видим, пошла дальше – не только не прекратила поставки Сирии оружия по ранее подписанным контрактам, но и заключила новую сделку.
И это вполне объяснимо. Потеряв по своему недомыслию (или же, наоборот, из-за вполне расчетливого предательства) Ливию, Москва теперь ни за что не хочет отдавать на растерзание Сирию. Перефразируя известную фразу, в данной ситуации вполне можно сказать: «Велик Ближний Восток, а отступать некуда – позади Сирия». Последний «оставшийся в живых» стратегический союзник Москвы в Ближневосточном регионе. Ведь падение Сирии прямиком открывает завоевателям путь на Иран – в непосредственное «подбрюшье» России. После этого, того и гляди, наша страна будет опоясана по всему периметру своих южных границ огромной дугой, сплошь и рядом состоящей из подконтрольных Западу стран-марионеток. Которые ко всему прочему будут исправно питать «золотой миллиард» нефтью и газом. И уж о прокладке всяких там «южных потоков» России будет лучше забыть: подконтрольный Западу Ближний Восток с его огромными запасами энергоресурсов способен на годы вперед насытить аппетиты даже «золотого миллиарда».
Тем временем ситуация в Сирии нисколько не нормализуется. В понедельник руководство страны с негодованием отвергло очередную инициативу Лиги арабских государств (ЛАГ), которая предусматривала передачу Асадом власти своему заместителю - вице-президенту Фаруку аш-Шараа. После этого план ЛАГ прописывал Сирии формирование в течение двух месяцев правительства национального единства под руководством приемлемой для всех сторон фигуры.
А то, в свою очередь, должно было в течение полугода организовать и провести под международным контролем прозрачные выборы. Кроме того, план ЛАГ предусматривает избрание некоего учредительного совета, миссия которого будет заключаться в написания новой конституции страны. Сама же конституция должна быть утверждена на всенародном референдуме. Также переходное правительство должно навести порядок в стране и привлечь к ответственности тех представителей режима Асада, которые будут уличены в расправах над мирным населением.
Башар Асад и его окружение с негодование отвергли этот план, назвав его «частью заговора против Сирии, посягательством на ее суверенитет и вопиющим вмешательством в ее внутренние дела». «Решение совета министров иностранных дел ЛАГ, которое идет вразрез с интересами (сирийского) народа, не помешает Сирии и далее проводить политику реформ и обеспечивать безопасность и стабильность ее людям, которые доказали в ходе кризиса свою приверженность национальному единству и сплоченность вокруг президента Асада», - заявили власти. И заключили с Россией контракт на приобретение партии самолетов Як-130.
Между тем положение режима Башара Асада отнюдь не такое прочное, как оно декларируется в приведенном выше официальном заявлении его представителя. Нет, сирийские повстанцы пока еще не представляют роковой угрозы для правящего режима: они и разрознены, и уступают в силе своим ливийским «коллегам». Те, напомним, все же сумели в начале гражданской войны захватить у сил Каддафи город Бенгази. Сирийские же оппозиционеры на это пока еще неспособны.
Но в развитие ситуации может вмешаться внешний фактор. Да, наученные горьким опытом Ливии, Москва и Пекин теперь ни за что не позволят Совету Безопасности санкционировать вооруженное вмешательство во внутрисирийские дела. Но дело в том, что Соединенные Штаты, похоже, все более склоняются к тому, чтобы вторгнуться в Сирию без санкции Совбеза ООН. Достаточно вспомнить, что Госдеп США уже призвал американцев покинуть Сирию. А в ноябре минувшего года американская авианосная группа во главе с атомным авианосцем «Джордж Буш» направилась из района Персидского залива к берегам Сирии. Просто так такие маневры не совершаются. И вот если Сирия будет атакована американцами по «ливийскому сценарию», то тогда России будет крайне затруднительно найти ответ на эту агрессию.
Гладилин Иван